РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗЯНЯТИЯХ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Автор: Дерюгина Марина Геннадьевна

Все дети любят и смотрят мультфильмы. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир.»Аnimatio» в переводе с латинского — одушевлённость. Первоначальное значение слова «анимация» всегда была связно с одушевлением, оживлением. А не с набором коллективных игр, как его стали воспринимать сегодня.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.

Для создания мультфильма формально есть только одно необходимое условие — нужна анимация, ожившая картинка и… сценарий.

Ø  Экспозиция, география

Ø  Завязка

Ø  Развитие действия

Ø  Кульминация

Ø  Развязка, завершение

Сценарий уже должен отвечать на многие вопросы о том,  про что история? В чем художественная задумка? Как сделать так, чтобы задумка сработала? Поскольку речь идет не просто про историю, а про историю в мультфильме, то задумка должна обязательно опираться на изображение.

Анимационное кино — это игра с изображением и воображением. Если такой задумки в вашем фильме (истории) нет, то нет смысла использовать анимацию — можно снять художественное или документальное кино.

Чтобы написать сценарий, нужно придумать историю. Она должна быть очень короткая, иначе вам ее просто не воплотить. На свете есть куча шикарных коротких мультфильмов. Предположение, что «чем фильм длиннее, тем лучше» — полная ерунда. Ровно наоборот, именно у короткого мультфильма больше шансов пленить зрителя. Лучше сделать фильм на минуту, чем задумать десятиминутный фильм и не доделать.

Любая история с вашим героем будет про изменения. Если ничего не меняется, то и истории нет. Когда что-то меняется, это называется событие. Событие — главный элемент драматургии, который как раз и демонстрирует зрителю, что произошло изменение, на которое придется как-то реагировать.

Однако не все дети могут самостоятельно проявить творческую активность, а затем и сохранить ее. Для этого необходимо применять различные психолого-педагогические методы. Следовательно, для эффективного развития творческих способностей к сочинительству необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольника и организовать целенаправленное психолого-педагогическое воздействие для решения психологических задач, ведущих к достижению конечной цели.

Рассматривая сочинительство как одну из структур творческих способностей, стоит отметить, что в процессе сочинительства задействованы множество психических функций, важнейшей из которых является воображение, и овладение речью, связной, выразительной, грамотной.

А у детей зачастую эти функции не развиты в нужном объеме. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ.

        Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (13 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

   На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

 В своей деятельности, я представляю детям Круги Луллия (технология ТРИЗ) как чудесные кольца или загадочные круги.   В работе использую следующие типы задания:

1-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагаю сочинить фантастический рассказ или сказку.                                                                                   

2-й тип: «Реши проблему».   В фантастических сказках с героями происходят разные истории.  Учу ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.  

Речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;     

  В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать, составлять необычные сценарии и реализовывать свои творческие замыслы в мультипликации.       

Страбоскоп — Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок

 Аниматика — Теперь приступайте к разработке схемы мультфильма, которая представляет  набор черновых рисунков. Размещённая на стене, схема из отдельных черновиков будет напоминать комикс, по которому можно понять суть происходящего. Со стороны может показаться что схематические наброски это уже этап создания анимации, и уж не как не сценария. Тем не менее, наличие такой схемы существенно поможет Вам в дальнейшей работе над описанием отдельных сцен и созданием всего сценария.

К тому же, имея перед глазами схему, Вам будет намного проще добавлять новые, и редактировать уже имеющиеся мысли по созданию Вашей увлекательной истории.

Готовые формы героев  и составные фигуры – Для младшего возраста, готовые фигуры, для старших детей фигуры разрезные.

 

×
×