Автор: Людмила Николаевна Мевша
Выступление на школьном методическом объединении.
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.
Подготовила учитель английского языка : Мевша Л.Н.
В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы и учителя.
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной.
В основе определения одаренности можно выделить :
-легкость обучения и усвоения учебного материала, отличная память;
-длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, хорошо развитая речь, способность к абстрактному мышлению;
-склонность к дискуссии с учениками и педагогами;
-любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
-повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.;
Хотя бы одно из выше перечисленных определений можно встретить у любого ребенка. Поэтому мы вправе сказать, что все дети являются одаренными или способными. Исходя из основных норм Федерального Государственного Образовательного Стандарта по английскому языку я использую следующие методы работы на своих уроках:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проектный.
Выполнение выше перечисленных методов требует богатого словарного запаса, знания синонимов и антонимов . Поэтому на своих уроках для развития особое внимание я уделяю изучению лексики .
Хорошей тренировкой будет являться разгадывание и составление кроссвордов, различные игры со словами будут способствовать расширению словарного запаса учащихся.
На своих уроках я успешно использую такие игры как ,«Снежный ком», «Угадай слово», когда ученик в роли учителя задает вопросы ученику на которые тот отвечает. Затем игроки меняются местами. Например: Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя.
It is cold. It is white. I ski. I skate. I play snowballs.
Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?
В классах мальчиков нужны подвижные игры с выполнением каких-либо действий. Они очень любят играть в игру с мячом. Учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами «Let`s play with a ball and answer my questions!» кидает его ученику и задает вопрос, ученик в свою очередь отвечая на вопрос кидает мяч назад учителю. Например: What season do you like? I like summer. Do you like winter? Yes, I do. What can you do in winter? I can ski. Дети с нетерпением ждут своего вопроса и заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.
Использую занимательные формы заданий. ( Творческие задания и проектная деятельность ).
Дети любят составлять кроссворды , писать сочинения по теме: «Дом», «Одежда», «Погода». Делать Открытки к различным праздникам.
Работать над проектами. Делают их яркими и красочными.
Еще один вид работы «Убрать лишнее» , который нравится и детям, и мне. Записываю ряд слов и предлагаю найти лишнее слово .
Например:
Sleep, eat, see, read, sit, speak (во всех словах, кроме sit, долгий звук);
Sing, fly, run, jump, go, dance, swim (все, кроме fly, может сделать человек).
В ответ дети придумывают задания для меня:
A horse, a chair, a dog, a table, a cat, a butterfly (у всех, кроме бабочки, четыре ноги!)
A banana, an orange, ice-cream, soup, salad (все едят холодным, а суп едят горячим).
Следующий вид работы с лексикой « Найди слово, которое объединяет» . Например: camels , rabbits, pigs, dogs, animals.
Можно использовать такую игру «Разбей змейку» . Например: sleep/r/set/gt/clean/u/make/jp/sweep/lk/cook/pw
Кроме того, нельзя забывать о индивидуальной работе на уроках. Если не занимать одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Тут свою роль сыграет дифференцированный подход к обучению. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.
Поэтому важным аспектом в работе с одаренными детьми является их участие в следующих видах деятельности :
1.интеллектуальные марафоны и чемпионаты;
2. различные конкурсы и викторины;
3. проекты по различной тематике;
4.конференции и фестивали;
5. индивидуальные творческие задания.
В качестве примера своей работы с одаренными детьми я могу представить участие таких детей в разных дистанционных олимпиадах и конкурсах , фестивалях и чемпионатах. Задания из дистанционных олимпиад не только содержат элементы творчества, но и варьируются по сложности. Они помогают стимулировать активность и самостоятельность учащихся. Используя данные задания на уроках и вне, учащиеся автоматически развивают свои творческие способности, а также сами стремятся поучаствовать в таких олимпиадах и сравнить свои знания с учащимися разных регионов.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в дистанционных олимпиадах «Эверест», «Пятерочка», « Олимпус», мы ежегодно участвуем во Всероссийской Предметной Олимпиаде , которую проводит Всероссийский Центр поддержки талантливой молодежи. Принимаем участие в региональных юношеских чтениях им. Вернадского. Принимаем участие в школьных проектах по английскому языку. В прошлом году в нашей школе с успехом прошел проект по теме «Одежда говорит без слов», в котором принимали участие 9-е классы. Результатом этого проекта было выступление ученика 9 класса Игушкина И. на конференции им. Вернадского и участие во Всероссийской научно-практической конференции «Идеи и проекты молодежи России».
В этом году запущен проект для 5-х классов «Королевская семья Великобритании».
В завершении хочу сказать, как мы знаем , основная цель обучения английскому языку – формирование коммуникативной компетенции и для того, чтобы работа с детьми увенчалась успехом, необходимо :
— сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить работать детей творчески;
— применять дифференцированный подход к обучению;
-создавать атмосферу сотрудничества между учеником и учителем;
— использовать разнообразные формы , методы и приемы для повышения активности учащихся и их мотивации в изучении иностранного языка.