Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

Автор: Людмила Николаевна Мевша

Выступление  на школьном методическом объединении.

 

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

Подготовила учитель английского языка : Мевша Л.Н.

В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта  работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы и учителя.

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной.

  В основе определения одаренности можно выделить :

-легкость обучения и усвоения учебного материала, отличная память;
-длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, хорошо развитая речь,   способность к абстрактному мышлению;
-склонность к дискуссии с учениками и педагогами;
-любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
-повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.;

 Хотя бы  одно из выше перечисленных  определений можно встретить у любого ребенка. Поэтому мы вправе сказать, что  все дети являются одаренными или способными.    Исходя из основных норм  Федерального Государственного Образовательного Стандарта   по английскому языку  я использую следующие методы работы на своих уроках:

1.     исследовательский;

2.     частично-поисковый;

3.     проблемный;

4.     проектный.

Выполнение  выше перечисленных  методов требует богатого словарного запаса, знания синонимов и антонимов . Поэтому на своих уроках для развития   особое внимание я уделяю изучению лексики   .  

 

Хорошей тренировкой будет являться разгадывание и составление кроссвордов,  различные игры со словами  будут способствовать расширению словарного запаса учащихся.

 

 На своих уроках я успешно использую такие игры как ,«Снежный ком», «Угадай слово», когда  ученик в роли учителя задает вопросы ученику  на которые тот отвечает. Затем игроки меняются местами. Например: Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. 

It is cold. It is white. I ski. I skate. I  play snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

 В классах мальчиков нужны подвижные игры с выполнением каких-либо действий. Они очень любят играть в игру с мячом. Учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами «Let`s play with a ball and answer my questions!» кидает его ученику и задает вопрос, ученик в свою очередь отвечая на вопрос кидает мяч назад учителю. Например: What season do you like? I like summer. Do you like winter? Yes, I do. What can you do in winter? I can ski.  Дети с нетерпением ждут  своего вопроса и  заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.

Использую  занимательные формы заданий. ( Творческие задания и проектная деятельность ).

 Дети любят составлять кроссворды , писать сочинения по теме: «Дом», «Одежда», «Погода».  Делать Открытки к различным праздникам.

Работать над проектами. Делают их яркими и  красочными.

 

Еще один вид работы  «Убрать лишнее»     , который нравится и детям, и мне. Записываю ряд слов и предлагаю   найти  лишнее слово .

Например:

Sleep, eat, see, read, sit, speak (во всех словах, кроме sit, долгий звук);

Sing, fly, run, jump, go, dance, swim (все, кроме fly, может сделать человек).

В ответ дети придумывают задания для меня:

A horse, a chair, a dog, a table, a cat, a butterfly  (у всех, кроме бабочки, четыре ноги!)

A banana, an orange, ice-cream, soup, salad (все едят холодным, а суп едят горячим).

 

Следующий вид работы с лексикой « Найди слово, которое объединяет» . Например:   camels ,  rabbits, pigs,  dogs, animals.

Можно использовать такую игру  «Разбей змейку» . Например:  sleep/r/set/gt/clean/u/make/jp/sweep/lk/cook/pw

 

Кроме того, нельзя забывать о индивидуальной работе на уроках.  Если не занимать  одаренных детей   заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Тут свою роль сыграет  дифференцированный подход к обучению. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.

 

 Поэтому   важным аспектом в работе с одаренными детьми  является их участие в следующих видах деятельности :

1.интеллектуальные марафоны и чемпионаты;

2. различные конкурсы и викторины;  

3. проекты по различной тематике;  

4.конференции и фестивали;

5.  индивидуальные творческие задания.

В качестве примера своей работы с одаренными детьми я могу представить участие таких детей в разных дистанционных олимпиадах и конкурсах , фестивалях и чемпионатах.      Задания из дистанционных олимпиад  не только содержат элементы творчества, но и варьируются по сложности. Они помогают стимулировать активность и самостоятельность учащихся. Используя данные задания на уроках и вне, учащиеся автоматически развивают свои творческие способности, а также сами стремятся поучаствовать в таких олимпиадах и сравнить свои знания с учащимися разных регионов.

 Мои ученики с удовольствием принимают участие в дистанционных олимпиадах «Эверест», «Пятерочка», « Олимпус»,  мы ежегодно участвуем  во Всероссийской Предметной Олимпиаде , которую проводит Всероссийский  Центр  поддержки талантливой молодежи. Принимаем участие   в региональных юношеских чтениях им. Вернадского.  Принимаем участие в школьных проектах по английскому языку. В прошлом году в нашей школе с успехом прошел проект по  теме «Одежда говорит без слов», в котором принимали участие 9-е классы. Результатом этого проекта было выступление ученика 9 класса Игушкина И. на конференции  им. Вернадского и участие во  Всероссийской  научно-практической конференции «Идеи и проекты молодежи России».

 В этом году запущен проект для   5-х классов  «Королевская семья Великобритании».

  В завершении хочу сказать,  как мы знаем ,  основная цель  обучения  английскому языку – формирование коммуникативной компетенции и для того, чтобы  работа с  детьми увенчалась успехом, необходимо :

—   сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить работать детей творчески;

— применять дифференцированный подход к обучению;

-создавать атмосферу сотрудничества между учеником и учителем;

— использовать разнообразные формы , методы и приемы для повышения активности учащихся  и их мотивации в изучении иностранного языка.

 

×
×