Дистанционное обучение в школе

Автор: Татьяна Михайловна Поливанова

Тема статьи : «Дистанционное обучение в школе»

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровизация, прокторинг, геймификация.

Поиск новых форм образования в соответствии с развитием цифрового общества в скором времени приведет к полному изменению основных принципов образования. Особенно это коснется общего среднего образования. Уже сейчас активно развиваются такое направление, как домашнее обучение. В ближайшем будущем ведущую роль в школьном образовании может занять дистанционное образование.

Стремительная цифровизация человечества, связанная с внедрением средств интернет — коммуникаций, влияет на все сферы нашей жизни и заставляет по-новому смотреть на уже известные средства получения знаний. Прежде всего это касается широкого внедрения дистанционного образования.

В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метапредметных умений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно — ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий  в школьном образовании становится требованием времени.

Имя данной системы образования — дистанционное и электронное обучение.

Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения нам нужен только компьютер с доступом в интернет.

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Ведь прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека, в том числе и в образовании. Такое обучение многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет — достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что такая система обучения действительно способна помочь, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника? В этой статье мы попробуем ответить на этот вопрос.

Какой закон регламентирует дистанционное обучение?

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Разграничим эти понятия. Вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании гласит: «Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками». «Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.

Дистанционное обучение не даст школьникам возможности расслабиться. Современные технологии позволяют перевести почти все этапы учебного процесса в удаленный формат. Практически во всех школах уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания.

Однако массовый переход на дистанционный формат нельзя назвать гладким: из-за неожиданно большой нагрузки электронный журнал дает сбой, ученики периодически сталкиваются с техническими неполадками. Но в этих случаях тоже есть решение: пока специалисты устраняют возникающие проблемы, школьникам помогут специальные приложения, которые можно скачать на мобильный телефон. Но, надо знать, что  такое обучение имеет ряд плюсов и, конечно, минусы.

Плюсы дистанционного обучения

Доступность.

Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно везде (дома, в путешествии, в кафе, на даче), где только есть интернет. Вы можете получать образование в любом вузе мира. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения. Онлайн-уроки проходят в двух форматах — это или записанный заранее видеоурок, или вебинар в прямом эфире. Прямые эфиры, которые ничем не отличаются от привычных встреч в офлайне, можно видеть преподавателя и презентацию, задавать вопросы, общаться с одноклассниками.

Гибкость.

В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он волен выбирать сам. Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции — и вы сможете побывать на занятии. И это без вреда для здоровья. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Да, с интернетом иногда случаются разнообразные сбои. Но их как раз проверить можно. А вот реальный прогул — нет. Нередко именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от прочих учеников.

Конкретные знания.

Дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний и навыков, а также доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов.

Обстановка.

Это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там некомфортно, неприятно. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может. А вот если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение — прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта. Вы можете создать себе максимально удобные условия для обучения, а затем просто слушать лекции и уроки. Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить в таком случае. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена. Детям, которые уже могут осознанно контролировать свою деятельность и делать то, что необходимо.

Минусы дистанционного обучения

Свобода действий.

Говоря о школьном дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить — он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Интернет-семинар контролировать крайне трудно. Разумеется, если система дистанционного образования в школах будет разработана и продумана до мелочей (как контролировать детей, проводить тестирование и так далее), то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса. Так что плюсы и минусы дистанционного обучения школьников — вопрос очень спорный.

2. Нехватка личного общения

Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение. Получая традиционное обучение, учащийся взаимодействует с преподавателями и одноклассниками в неформальной обстановке. Такое общение очень ценно.

3.Отсутствие положительных «побочных эффектов»

То, что дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования. Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.

4. Особые обстоятельства

В процессе дистанционного обучения учащийся, наверняка, столкнется с непредвиденными обстоятельствами, которые будут ему мешать. К примеру, в самый неподходящий момент может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и ученик ничего с этим не сможете поделать. Удаленное обучение делает обучающихся зависимыми от технических средств.

Таким образом, дистанционное обучение в школе имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Рекомендуется использовать такую форму, если ребенок лучше занимается самостоятельно (предрасположен к самообразованию), а также, когда нет возможности посещать уроки в школе. Помните, при правильной организации образовательного процесса от дистанционного обучения останутся только плюсы. Дистанционное обучение неизбежно заставит сражаться ученика с самым суровым противником — собственной ленью. И если он к этому поединку не готов, лучше вовсе не начинать. Однако если ученик уверен в своих силах и твердо намерен учиться, дистанционное образование предложит ему разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.

Минусы

Нет живого общения

Социальные сети, видеозвонки и эсэмэски никогда не заменят нам объятий с живыми одноклассниками. Оставшись дома, ты теряешь самое главное в жизни — общение, игры, встречи. Спросите любого школьника, зачем он ходит в школу. Возможно, в ответ вы услышите «Я без ума от химических опытов», но, скорее всего, вам расскажут про любимый класс, безбашенных ребят и непредсказуемые развлечения на перемене.

Сложно заставить себя учиться

В школе нельзя просто встать и пойти прогуляться посреди дня, есть четкое время отдыха и занятий, регулируемое учителями. Дома ты хозяин своего времени: можно, например, подключиться к уроку, сделать вид, что ты в чате, и уйти смотреть сериал. Выбор зависит только от тебя. Но тем не менее в школе даже не самый сконцентрированный ученик обязан выполнять задания, отвечать у доски, а в онлайн-формате — отключил камеру, микрофон, и можно снова вернуться к ленте инстаграма.

Посторонние на уроке

Раньше, чтобы сорвать урок, нужно было придумать план, подговорить товарищей и быть готовым понести наказание. Зная, что личность «хулигана» может быть установлена, на подобное решались далеко не все. В онлайне победили анонимность и безнаказанность. Уроки срывали демонстрацией самого разного контента, контролировать который учителя не умели, а иногда и просто не могли.

Сервисы не готовы

Какими бы прекрасными ни были сервисы видеоконференций вроде Zoom, Тимс и аналогов, изначально их назначением было дополнять школьные уроки. Да, через них можно делиться домашними заданиями, но придуманы они были не для изучения нового материала, а скорее для обсуждения и закрепления уже изученного. Плюс из-за огромного количества присоединившихся за короткий срок пользователей стали очевидны все баги и недоработки подобных общедоступных приложений.

Зависимость от техники

Далеко не у всех дома есть компьютеры, которые просто так отдадут ребенку в постоянное пользование. У некоторых детей нет даже своего телефона. А если техника (и желание учиться) есть, ты полностью зависишь от ее состояния, скорости подключения к интернету и массы других внешних факторов.

Неготовность самой системы образования

Традиции, связанные с методами обучения, привычны и неизменны уже много лет. Дистанционный формат — абсолютно новая модель, и быстро преобразовать выработанную десятилетиями программу очных занятий, чтобы сохранить интерес публики к ней, оказалось очень сложно. Пример — опыт наших ровесников из многих региональных школ, где учителя оказались просто не готовы к новому формату общения. Очевидно, что педагогам надо переучиваться, выстраивать все заново. Но, учитывая нагрузку учителей, есть ли у них на это ресурс?

Никакой прокторинг не спасет экзамены

В онлайн-формате не нужны никакие шпаргалки: открыл смартфон — и списывай на здоровье. К сожалению или счастью, системы прокторинга можно легко обойти, не выдумывая ничего нового. Конечно, все мы списывали, списываем и будем списывать, это дело каждого — важны ведь не оценки, а знания, скрывающиеся за ними. Когда знаешь про возможность безнаказанно списать, присутствие на уроках становится бесполезным занятием: уровень знаний падает, а результаты тестов становятся необъективными.

Плюсы

Две минуты до школы

Я уверена, что и вы мечтали проснуться за несколько минут до звонка и провести урок геометрии под пледом. Чтобы прийти на занятие, достаточно открыть ноутбук, а о сборах в последние минуты, сменке и опозданиях можно было забыть.

Нет границ и расстояний

Помните, с каким нетерпением мы ждали экскурсий? Как готовились к поездкам в музеи и театры? Возможность отправиться с классом за границу казалась несбыточной мечтой. За время дистанционного обучения наш класс посетил Музей Сальвадора Дали в Каталонии (а родителям не пришлось пораньше убегать с работы, чтобы в тот же день успеть на встречу с учителем).

Друзья по переписке

С началом самоизоляции понятие «друг по переписке» вновь стало актуальным — это и оказалось решением моей проблемы с иностранным языком. Сейчас есть много сервисов по поиску языкового партнера — с учетом ваших интересов, увлечений и предпочтений. Когда общаешься с ребятами из разных стран, то узнаешь множество нового о мире: ценностях, обычаях, странностях. Иностранный перестает быть рутиной, а это мотивирует больше и больше познавать мир.

Пропустить урок теперь не страшно, если попросить конспекты проблематично. С онлайн-форматом по этому поводу можно не переживать: в большинстве сервисов для проведения онлайн-конференций есть запись, поэтому отсутствовавший сможет воспроизвести все комментарии по теме, лекцию и презентацию к ней, вопросы одноклассников в чате.

Игра (геймификация) — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже мы, десятиклассники, ни за что не откажемся от такой активности на уроке. Стоит учителю показать документальный фильм или анимацию — все, домой приходит счастливый человек. И главное, он может пересказать практически каждое слово, услышанное на уроке. Цветные викторины, интерактивные учебники, в которых можно подвигать картинки, смотреть видео и добавлять что-то свое, — все это привлекает внимание школьника и помогает запоминать материал.

Мультиформатность

За время карантина  были контрольные в формате онлайн-викторин, графические органайзеры, видео- и аудиолекции, анимированные эксперименты, групповые работы по видеосвязи — всего и не перечислить. Различные форматы проведения уроков не давали устать от однообразных занятий: каждый день начинался с вопроса «Как пройдет урок сегодня?». А если обучение проходит интересно, то и информация лучше воспринимается.

Меньше вопросов у родителей

И еще, к учителям нередко приходят с претензиями по поводу оценок: почему ребенок вроде бы все делает, а за год все равно получает не выше тройки? Дистанционное обучение позволило нашим родителям больше узнать о том, что именно происходит на уроках, сформировать собственное мнение о системе образования в школе и, возможно, скорректировать план для ребенка за счет дополнительных занятий или даже смены школы.

Таким образом, всем не угодишь. Многие принимают различный формат обучения, но есть и сторонники очного обучения. Считаю, приемлемы различные формы по необходимости и желанию родителей и обучающихся.

Литература и интернет ресурсы:

1.                          Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2.                          http://www.top-personal.ru/issue.html?380

3.                          http://doc4web.ru/pedagogika/distancionnie-tehnologii-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemi-obr.html

4.                          http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php#4

5.                          http://lib2.podelise.ru/docs/98467/index-1917.html

6.                          http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/

7.                          http://distant.ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped.htm

8.                          http://do.gendocs.ru/docs/index-201428.html

 

 

 

×
×