Автор: Базулина Ольга Ифантьева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 101»
Проект «Кукла в жизни ребёнка» |
Автор: Базулина Ольга Ифантьевна |
Кукла — это радость, кукла — это сказка, Актуальность: Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных «девиц», ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества. Постановка проблемы Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав… Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества. Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое. Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через образовательные области: «Коммуникация» «Познание» «Чтение художественной литературы» «Социализация» «Труд» «Безопасность» «Художественное творчество» «Музыка» «физическая культура» «Здоровье» Цель проекта: Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле. Задачи проекта: С детьми: Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей; Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях; Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам; С родителями: Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него; Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела. С воспитателями: определить значимость куклы в жизни детей; собрать информацию о разнообразии кукол. Предметно-развивающая среда: обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе. Участники проекта: Дети 3-4 лет (вторая младшая группа). Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей. Срок реализации проекта: Долгосрочный (с сентября 2013г по апрель 2014г) Работа по проекту велась по трём направлениям: Этапы реализации проекта: Первый этап – подготовительный. (сентябрь -октябрь) Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.» Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме; Определение цели и задач проекта; Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей и педагогов; Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Второй этап – основной. (ноябрь-март) Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»; Разработка и реализация конспектов ННОД; Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных произведений; Изготовление практического материала по теме. Третий этап – заключительный. (апрель) Обобщение результатов проекта; Презентация проекта. Ожидаемые результаты проекта: Дети: Развитие устойчивого интереса к куклам; Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам; Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности; Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами; Создание выставок детских работ. Родители: Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; Повышение компетентности родителей при выборе игрушки. Воспитатели: Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы». Предметно-развивающая среда: Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой» Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле Оформление картотеки «Куклы наших мама» Разработка серии игр «Одень куклу»; Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам, профессиям. Научно-методическое обеспечение проекта: «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год. «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год. «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год; «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год; «Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год. Горичева В.С. Куклы. / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»); Материально-техническое обеспечение проекта: Куклы, атрибуты для игры с куклой; Альбомы с изображением кукол; Дидактические игры; Атрибуты для театрализованной деятельности; Мультимедийное оборудование (проектор и экран). Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка» Первый этап – подготовительный. (сентябрь-октябрь) Опрос детей в игровой форме: Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла». (Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла. Подобрана методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстрированный материал по данной теме; Определены цели и задачи проекта; Разработан план работы с детьми по теме проекта (приложение №2); Разработан план работы с родителями (приложение № 3); Разработан план работы с воспитателями (приложение №4) Второй этап – основной. В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое. В соответствии с планом составлены конспекты ННОД Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть своя потешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным. В ходе реализации проекта мы играли с детьми в: дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса». сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать». Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» (продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы». Серия дидктических игр «Одень куклу» При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам», подобраны раскраски и иллюстрации на тему «Кукла в жизни ребёнка», изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям, которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и детей, в образовательном процессе, в режимных моментах. Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы» Третий этап – заключительный. Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка» Достигнутые результаты: Дети: Развился устойчивый интерес к куклам; Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам; Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами; Создана выставка детских работ. Родители: Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки. Воспитатели: Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы». Продукт проекта: Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой» Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле; Оформлена картотека «Куклы наших мама»; Разработана серия игр «Одень куклу»; Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам, профессиям. Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам; Изготовлены куклы «Времена года». По окончании проекта можно сделать следующий вывод: Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека; Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт; Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр; Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение. Игрушки – забавы «Профессии» Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные». Дидактическая кукла Куклы «Времена года» Сведения об авторе: Трусова Елена Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Росинка». Должность – воспитатель. Возрастная группа – вторая младшая группа. Педагогический стаж работы – 4 года Приложение №1 Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла» «Какая у тебя любимая кукла?» «Как зовут твою любимую куклу?» «Как ты с куклой играешь?» «Какого цвета глазку у твоей куклы?» «Какие волосы у твоей куклы?» «Расскажи, во что одета твоя кукла?» «Где спит твоя кукла?» «Любишь ли ты гулять со своей куклой?» «Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?» «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)?» «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные). Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки? |