Автор: Ольга Викторовна Степанова
Вокально – хоровая работа в музыкально-образовательном процессе ДОУ.
Пение- удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Исполнение песен помогает ребёнку раскрыть свои чувства.
Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.
Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
Задачи
· Развивать интерес детей к музыкальному искусству;
· Обогащать музыкально-слуховой опыт в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки;
· Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
· Стимулировать к поиску яркого, выразительного пения;
· Сохранять и развивать естественное, данное самой природой звучание детского голоса.
Перед тем, как преступить к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные ( если ребёнок стоит) или лежащие на коленях (если сидит) руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука. Но как объяснить это детям в игровой форме? Обычно проговариваем с детьми стишки про осанку.
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Мы проверим спинку,
Спиночку-тростиночку.
Вот она какая-
Спиночка прямая!
Сидит дед
Ему сто лет.
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие
Для детей представляет определённую сложность сохранение правильной певческой установки длительное время. Поэтому нужно давать им возможность менять позу. Помогают в этом игровые динамические паузы. («Медведь», «Ветер» автор М. Картушина, «Паучки» Е. Железновой и др.)
Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Наиболее целесообразным для пения является грудобрюшное дыхание. Детям сложно объяснить как это – дышать животом. Они начинают поднимать плечи, раздувать грудь или щёки, т.е. типичный для детей недостаток – поверхностное неглубокое дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки.
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения и игры «лети, пёрышко», «Вдох и выдох», «Мороз», «Ёжик», «Петух» , «Пузырь», «Свеча» и многие другие разработанные К. Тарасовой, М. Картушиной, В.В. Емельяновым.
Необходимо учить детей пропевать фразу на одном дыхании, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом. Очень эффективен приём «Ниточка».
Далее проводится работа над дикцией. Дикция ( лат. –произнесение речи) –ясность разборчивость произношения текста. Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения.
К сожалению большинство детей сейчас имеют проблемы с произношением звуков.
Пение очень полезно для детей с нарушением речи, т.к. развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка чёткости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата, они представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Этих упражнений много, и ненужно быть композитором и поэтом, чтобы сочинять самим такие упражнения, главное чётко следовать поставленной задаче.
«Листики летят», «Я на горку». Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются в виде песенок игр, когда муз. Рук-ль поёт запев, а дети отвечают за персонажа. Наиболее мною используемые и как считаю, наиболее эффективные из всех вокально-артикуляционных упражнений это логоритмические упражнения. Они сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Достаточно хорошо разработаны и любимы детьми пальчиковые игры московского педагога Е. Железновой и Александра Иванова.
Замечательная система вокально-хоровых упражнений разработана Карлом Орфом. Он предлагает проговаривание скороговорок в разном темпе, динамике, характере, с использованием звучащих жестов, музыкальных шумовых инструментов.
К вокально-артикуляционным упражнениям относятся и логопедические распевки, направленные на овладение различными звуками. Замечательно разработаны в пособиях Т.С. овчинниковой и Л.Б. Гавришевой и Н.В.Нищевой.
Когда детские голосочки готовы к пению, можно переходить к самому важному и интересному этапу – знакомству с песней и её разучиванию. При разучивании важно, чтобы дети понимали то, о чём поют, представляли себе характер произведения, высказывали своё мнение о нём. Разучивание песни традиционно проходит в три этапа. На первом этапе (одно занятие) педагог знакомит детей с песней. Использует при этом личный показ, иллюстрации, стихи, на втором – разучивает с детьми музыкальный материал путём показа (пропевание, проигрывание, повторение), включение игровой ситуации «Дирижёр и хор» Третий этап, завершающий –
Закрепление выученного материала. На этом этапе можно привлечь детей к выполнению эскизов костюмов, инсценировке, сочинению движений к песне, и как итог, концертное исполнение и в детском саду перед сотрудниками, детьми других групп и, конечно же, перед родителями.
Заключение.
И в заключении хотелось сказать о подготовке. Ни для кого не секрет, что более продуктивна работа по плану, в котором не только содержатся песни и музыкальные игры, но и прописаны все вокально-хоровые упражнения. Мне помогает в работе картотека, которую я пополняю интересным, представляющим педагогическую ценность материалом из журналов «Музыкальный руководитель», из интернета , из опыта коллег.
Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от нас большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка не прошла даром. И задача у нас – с самого детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребёнка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь.