Автор: Наседкина Елена Александровна
Групповая работа как эффективная форма организации урока
В настоящее время изменилась социальная ситуация развития детей
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
— ограниченность общения со сверстниками.
В связи с этим изменились приоритеты и цели начального образования. Именно поэтому в условиях внедрения ФГОС важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. По ФГОС я начала работать только в этом учебном году. Одной из актуальных форм организации современного урока я считаю групповую деятельность учащихся поэтому и остановлюсь на ней более подробно.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Разновидности групповой работы:
— бригадная: создаются временные группы по5-7 человек;
—звеньевая: уч-ся работают в относительно постоянных по составу группах;
—кооперированно-групповая: группами выполняются части общего задания;
— дифференцированно-групповая: каждой группе дается задание, соответствующее ее уровню.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
Групповой работе надо сначала научить и начала я с работы в парах.
Существуют несколько видов пар :
Статистическая пара— взаимодействие сидящих за одной партой учеников.
Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из 4 человек. Для выполнения задания объединяются уч-ся, сидящие за соседними партами.
Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара – работа в малой группе, состоящей из четного количества учеников, которые садятся вместе или встают в круг. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками – поворот к новому соседу, и так до тех пор, пока к ученику на вернется его каточка.
Первое что мы сделали – познакомились с правилами работы в парах:
На слайде приведены правила работы для детей
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Кроме правил работы в группе для учеников существуют еще и
правила для учителя:
• нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
• следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
• групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
• нельзя требовать в классе абсолютной тишины
• нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
В парах и группах уч-ся могут выполнять различные типы заданий. При этом четко прописывается какие УУД будут формироваться. На сегодняшний
день я выделила 5 типов заданий
1. Взаимоконтроль и взаимоопрос :
— проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Назови какой-либо звук, а твой друг определит гласный этот звук или согласный |
Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.
|
— сравнить свой вариант выполнения задания с вариантом, предложенным другим учеником.
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Выпишите слова, которые нельзя перенести. Сравните свои варианты. |
Познавательное УУД: сравнение. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.
|
— задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту;
2. Взаимная оценка:
— проанализировать работу своего товарища;
— оценить работу товарища по заданным критериям.
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Обведите домашних животных. Сравни свой вариант с вариантом соседа, если все выполнено верно нарисуй |
Регулятивное УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы . Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.
|
3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение задания:
—поочередно выполнять задания, комментируя свои действия;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Прочитайте тексты: один про белку, а другой про рысь. Расскажите друг другу, что вам удалось узнать. |
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника. Познавательное УУД: смысловое чтение |
— продиктовать друг другу заданный материал;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Подготовьтесь к письму слов из словаря; с.рока, яг.да, б.реза, м.дведь, . сина, .рбуз, ещ., ш.л. Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно). Проверьте друг у друга написанное |
Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.
|
— совместно выполнить практическое задание;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Заполните пропуски. … = 3 4 > … … > 7 8 < … … < 2 1=… Для каких неравенств найдено несколько решений? |
Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательное УУД: сравнение. |
— составить план работы.
— объяснить друг другу как выполняется конкретное упражнение;
— объяснить друг другу способ действия, который используется при выполнении данного вида упражнения;
— оказать помощь своему товарищу;
— совместно провести опыты;
— пересказать друг другу текст иди его част
4. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий;
— обсудить проблемный вопрос;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Я считаю, что в этих словах есть условия для написания разделительного мягкого знака. Дерев( ?)я, кон(?)ки, Кол(?)я, вороб(?)и, стул(?)я, пен (?)ки. А как вы считаете? |
Коммуникативное УУД: инициативное сотрудничество в поисках информации. Познавательное УУД: анализ, обобщение. |
— составить или преобразовать алгоритм, модель;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Определите алгоритм решения уравнения. Нахожу неизвестный компонент.
Выделяю части и целое.
Делаю проверку
Прочитать уравнение
Записываю решение |
Регулятивное УУД: планирование Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательное УУД: анализ, обобщение. |
— обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и выполнить его;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Вылепите из пластилина мышиное семейство. Обсудите, кого будет лепить каждый. Продумайте композицию. Распределите обязанности. |
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.
|
— обсудить и сформулировать новый способ действия;
— провести дискуссию по проблеме;
— выполнить исследовательское задание;
— обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.
5. Совместные игры, диалоги, драматизации:
— играть в подвижную, дидактическую или ролевую игру;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Загадайте какой-либо фрукт. Опишите его признаки. Чтобы игра была интересней, признаки сообщайте постепенно, а самый яркий сообщите в конце |
Познавательное УУД: анализ, обобщение. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них.
|
— распределить роли и участвовать в драматизации;
— прочитать текст по ролям или инсценировать его;
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Прочитайте стихотворение Э. Успенского «Все в порядке». Определите строки диалога. Кто задает вопросы, а кто отвечает? Определите, кто будет читать за маму, а кто — за ребенка? Прочитайте по ролям. |
Регулятивное УУД: составление плана действий; умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, умение договариваться с соседом. Познавательное УУД: получение нужной информации о героях и их поступках из текста; умение находить в тесте диалоги герое, читать их по ролям. Личностные УУД: овладение нормами культуры поведения через выявление содержания и поступков героев произведения. |
— участвовать в диалоге на заданную тему.
Примеры заданий |
Формируемые УУД |
Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими подарки. Не забывайте «волшебные слова». |
Коммуникативное УУД: определять способ взаимодействия.
|
Эффективность групповой работы зависит от деятельности учителя во время этой работы. Он должен:
· Контролировать
· Организовывать
· Оценивать работу
· Участвовать в работе группы
· Предлагать участникам разные варианты решений
· Выступать в роли наставника, исследователя
или источника информации
Между учащимися в группе, неизбежно, возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.