8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Автор: Наседкина Елена Александровна

Групповая работа как эффективная форма организации урока

В настоящее время изменилась  социальная ситуация развития детей

 -резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

— ограниченность общения со сверстниками.

В связи с этим изменились приоритеты и цели начального образования. Именно поэтому в условиях внедрения ФГОС важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. По ФГОС я начала работать только в этом учебном году. Одной из актуальных форм организации современного урока я считаю групповую деятельность учащихся поэтому и остановлюсь на ней более подробно.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Разновидности групповой работы:

бригадная: создаются временные группы по5-7 человек;

звеньевая: уч-ся работают в относительно постоянных по составу группах;

кооперированно-групповая: группами выполняются части общего задания;

дифференцированно-групповая: каждой группе дается задание, соответствующее ее уровню.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

Групповой работе надо сначала научить и начала я с работы в парах.

Существуют несколько видов пар :

Статистическая паравзаимодействие сидящих за одной партой учеников.

Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из 4 человек. Для выполнения задания объединяются уч-ся, сидящие за соседними партами.

Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Вариационная пара – работа в малой группе, состоящей из четного количества учеников, которые садятся вместе или встают в круг. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками – поворот к новому соседу, и так до тех пор, пока к ученику на вернется его каточка.

Первое что мы сделали – познакомились с правилами работы в парах:

На слайде приведены правила работы для детей

1)    работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2)    работать по алгоритму (плану)

3)     своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4)     качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5)     каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

Кроме правил работы в группе для учеников существуют еще и

правила для учителя:

        нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать

        следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один

        групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах

        нельзя требовать в классе абсолютной тишины

        нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

В парах и группах уч-ся могут выполнять различные типы заданий. При этом четко прописывается какие УУД  будут формироваться. На сегодняшний

день я выделила 5 типов заданий

1.   Взаимоконтроль и взаимоопрос :

— проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Назови какой-либо звук, а твой друг определит гласный этот звук или согласный

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

 

сравнить свой вариант выполнения задания с вариантом, предложенным другим учеником.

Примеры заданий

Формируемые УУД

Выпишите слова, которые нельзя перенести. Сравните свои варианты.

Познавательное  УУД: сравнение.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

 

 

— задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту;

2.   Взаимная оценка:

 — проанализировать работу своего товарища;

— оценить работу товарища по заданным критериям.

 

Примеры заданий

Формируемые УУД

Обведите  домашних животных.

Сравни свой вариант с вариантом соседа, если все выполнено верно нарисуй

Регулятивное УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы .

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

 

3.   Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение задания:

поочередно выполнять задания, комментируя свои действия;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Прочитайте тексты: один про белку, а другой про рысь. Расскажите друг другу, что вам удалось узнать.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

Познавательное  УУД: смысловое чтение

продиктовать друг другу заданный материал;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Подготовьтесь к письму слов из словаря; с.рока, яг.да, б.реза, м.дведь, . сина, .рбуз, ещ., ш.л.

Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно).

Проверьте друг у друга написанное

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

 

совместно выполнить практическое задание;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Заполните пропуски.

   … = 3             4 >  …          … >  7

   8 < …              … < 2          1=…

Для каких неравенств найдено несколько решений?

Регулятивное УУД: умение осуществлять взаимный контроль

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательное  УУД: сравнение.

составить план работы.

— объяснить друг другу как выполняется конкретное упражнение;

— объяснить друг другу способ действия, который используется при  выполнении данного вида  упражнения;

— оказать помощь своему товарищу;

— совместно провести опыты;

— пересказать друг другу текст иди его част

4. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий;

обсудить проблемный вопрос;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Я считаю, что в этих словах есть условия для написания разделительного мягкого знака.

Дерев( ?)я, кон(?)ки, Кол(?)я, вороб(?)и, стул(?)я, пен (?)ки.

А как вы считаете?

Коммуникативное УУД: инициативное сотрудничество в поисках информации.

Познавательное  УУД: анализ, обобщение.

составить или преобразовать алгоритм, модель;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Определите алгоритм решения уравнения.

        Нахожу неизвестный компонент.

           

         Выделяю части и целое.

       

        Делаю проверку

 

        Прочитать уравнение

       

        Записываю решение

Регулятивное УУД: планирование

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

Познавательное  УУД: анализ, обобщение.

обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и выполнить его;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Вылепите из пластилина мышиное семейство. Обсудите, кого будет лепить каждый. Продумайте композицию. Распределите обязанности.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.

 

— обсудить и сформулировать новый способ действия;

— провести дискуссию по проблеме;

— выполнить исследовательское задание;

— обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.

5. Совместные игры, диалоги, драматизации:

играть в подвижную, дидактическую или ролевую игру;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Загадайте какой-либо фрукт. Опишите его признаки. Чтобы игра была интересней, признаки сообщайте постепенно, а самый яркий сообщите в конце

Познавательное  УУД: анализ, обобщение.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них.

 

распределить роли и участвовать в драматизации;

— прочитать текст по ролям или инсценировать его;

Примеры заданий

Формируемые УУД

Прочитайте стихотворение Э. Успенского «Все в порядке».

Определите строки диалога.

Кто задает вопросы, а кто отвечает?

Определите, кто будет читать за маму, а кто — за ребенка?

Прочитайте по ролям.

Регулятивное УУД: составление плана действий; умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, умение договариваться с соседом.

Познавательное  УУД: получение нужной информации о героях и их поступках из текста; умение находить в тесте диалоги герое, читать их по ролям.

Личностные УУД: овладение нормами культуры поведения через выявление содержания и поступков героев произведения.

участвовать в диалоге на заданную тему.

Примеры заданий

Формируемые УУД

Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими подарки. Не забывайте «волшебные слова».

Коммуникативное УУД: определять способ взаимодействия.

 

Эффективность групповой работы зависит от деятельности учителя во время этой работы. Он должен:

·       Контролировать

·       Организовывать

·       Оценивать  работу

·       Участвовать  в работе группы

·       Предлагать участникам разные варианты решений

·       Выступать в роли наставника, исследователя
или источника информации

Между учащимися в группе, неизбежно, возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

×
×