Автор: Другова Надежда Александровна
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему
«Домашние животные»
№ п/п |
Наименование современных образовательных технологий, применяемых в коррекционной логопедической работе |
Этапы занятия, на котором технология применяется |
1. |
Здоровьесберегающие технологии
|
На протяжении всего занятия. Контроль за осанкой, чередование статических и динамических заданий на протяжении всего занятия.
|
2. |
Технология общения |
На протяжении всего занятия |
3. |
Игровая технология |
На протяжении всего занятия |
4. |
Личностно-ориентированная технология. |
На протяжении всего занятия. |
5. |
Музыкотерапия |
Динамическая пауза в сочетании с речевым материалом в середине занятия |
6. |
Технология развития интонационной стороны речи. |
На протяжении всего занятия |
7. |
Технология сотрудничества |
На протяжении всего занятия |
8. |
Психогимнастика. |
В основной части занятия |
9. |
Технологии развития связной речи. |
В основной части занятия (работа над рассказом) |
Цель: Продолжать учить детей воспринимать небольшое по объёму литературное произведение, уметь объяснять непонятные слова, ставить вопросы к тексту.
Задачи:
1. Напомнить детям некоторые ситуации из жизни домашних животных, помочь объяснить, почему эти животные называются домашними.
2. Познакомить с рассказом Е.Чарушина «Корова».
3. Развивать фонематический слух: умение определять позицию звука в слове; фонематическое восприятие и слуховую память, мелкую моторику пальцев рук;
4. Закреплять умение осуществлять звуковой анализ слова, использовать для анализа схемы;
5. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
6. Воспитывать навыки организованного поведения.
7. Повышать речевую активность.
Оборудование: картина с изображением коровы; карточки с предлогами; схематические рисунки с изображением различных эмоциональных состояний; индивидуальные схемы для обозначения места звука в слове; индивидуальные конверты с буквами для составления слова и выполнения звукового анализа; листы, карандаши для рисования.
I. Организационный момент:
Логопед: Сегодня к нам в группу пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
И на нас на всех глядят.
И не строго, а с улыбкой.
Очень тёплой и простой.
Гости нас встречают с вами…
Чем ответим? Добротой!
— Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра.
Скажем все вместе: «Доброе утро!»
II. Основная часть:
1. Логопед:
— Ребята, давайте с вами вспомним, каких животных мы называем домашними?
— Зачем человек их приручает и заботится о них? (ответы детей)
— Отгадайте загадку:
Чудище рогатое,
Чуточку бодатое
По дороге к нам шагает
И хвостом себя стегает!
Часто машет головой,
Отгоняя мошек рой.
Возвратилась с поля снова
Наша милая…(корова)
— Самое любимое и дорогое домашнее животное – это корова. Ведь корова даёт молоко и мясо, а из молока можно изготовить очень много различных продуктов, полезных и вкусных.
— Я предлагаю вам послушать рассказ Е. Чарушина «Корова» и поставить к нему вопросы.
Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.
— А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать — простую зелёную траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василёк, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, колокольчик, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Логопед: — Давайте, ребята объясним непонятные слова.
— Луг – это место, где растут травы;
— вымя — грудь коровы;
— слепень – это насекомое, у которого очень больные укусы;
— доярка – женщина, которая доит корову, забирает у коровы молоко.
— А теперь, ребята, задавайте вопросы по тексту.
Примерные вопросы к тексту, которые могут поставить дети:
— Как зовут корову? Как называется имя коровы? (Кличка)
— Можно ли корову назвать Муркой или Трезором? Чьи это клички?
— Какие у Пеструхи рога?
— Какое у Пеструхи вымя?
— Зачем корова машет хвостом? И т.д
2. Игра «Добавь слово в предложение»
(перед детьми вывешиваются таблички с предлогами: из-под, под, перед, возле, между, у.)
— Ребята прочитайте, что написано на табличках? (дети читают «короткие слова»)
— Теперь я буду читать предложение, без этих «коротких слов», а вы повторять предложение уже с предлогом.
Кот забрался …. диван.
Кот выглядывает …. дивана.
Кусты сирени посадили …. дома.
Цветник разбили … домом.
Стул стоит… столом и диваном.
Стол стоит … окна.
3. – Ребята, давайте вы сейчас превратитесь в артистов на несколько минут.
· — Представьте себе, что вы очень сильно замёрзли, вы на Северном полюсе, но на вас только летнее платьице или рубашка и шорты. Ваши действия: изобразите эту ситуацию (руки около рта, дышать на пальцы, дрожь во всем теле, колени сомкнуты)
· — Вы не послушались маму и наелись немытых фруктов, у вас сильно разболелся живот, покажите, как это бывает?
· — Вы пришли домой и попросили маму приготовить вам чай, а ваша сестра или братишка подшутили над вами и вместо сахара насыпали в чашку соли, вам принесли солёный чай. Как вы будите его пить? (глаза прищурены, брови нахмурены, рот искривлен, нос сморщен)
4. Физминутка «Игра в стадо»
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо. Дети идут по кругу, взявшись за руки
Мы рычали: «Р-р-р» Встали, сделали коготки из пальчиков
И мычали: «Му!» Сделали рожки
По собачьи лаяли: «Гав! Гав!» Встали на четвереньки
Не слыхали замечаний логопеда Опять идут по кругу
А она сказала строго: Останавливаются
Что за шум такой у вас?
Я детей видала много, Слова логопеда
Таких вижу в первый раз
Мы сказали ей в ответ: Стоят в круге
Никаких детей тут нет! Поворачивают голову из стороны в сторону
Мы не Пети и не Вовы, Загибают пальцы
Мы собаки Встают на четвереньки
И коровы! Делают «рожки»
А она в ответ:
Да что вы? Встали
Ладно, если вы коровы, Слова логопеда. Дети идут по
Я тогда – пастух. кругу друг за другом.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
5. Звуковой анализ (работа с индивидуальными схемами)
· Определение места звука М в слове:
— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».
· Звуковой анализ слова: молоко. (дети из букв разрезной азбуки выкладывают слово и выполняют звуковой анализ этого слова)
6. Рисование рисунка «Корова Пеструха»
— Сегодня мы с вами изобразим корову Пеструху. Начнем рисовать с туловища. Оно похоже на овал. Потом рисуем круглую голову. На голове овальную мордочку. На мордочке носик и ротик. На голове есть еще уши и рога. Чтобы наша корова увидела травку, ей нужны глаза. Теперь нашей корове нужно нарисовать ноги – на концах, которых копыта. А также нужен хвост, что бы наша корова отгоняла мух.
7. Стихотворение «Моя корова» (рассказывает ребенок)
Я коровушку свою
Ранним утром подою,
Я поглажу ей бока:
Дай, Буренка, молока!
Наварю я детям каши
И заквашу простоквашу,
Испеку пирог румяный
С маслом, сливками, сметаной.
Корове сена накошу
С медовыми цветами
И Бурёнку попрошу —
Не расставайся с нами!
III.Итог занятия
Логопед:- Ребята, скажите, что мы делали на занятии?
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Входит доярка. (в руках держит глиняный кувшин)
Доярка: — Ребята, какую пользу приносит корова?
-А что делают из молока?
— У нашей Пеструхи, пока вы занимались, появилось много вкусного, сладкого и полезного молока. Она угощает вас.
— Пейте дети молоко, будете здоровы!