Мой открытый дистанционный урок

Автор: Ирина Владимировна Смирнрова

Мой открытый дистанционный урок

Смирнова И.В.

Учитель

ОАНО Школа «Ника»

    На современном этапе дистанционного обучения многие учителя  задумываются над тем, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как сделать его понятным, доступным, а самое главное – интересным. Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать?

    Сколько бы полезного материала мы не подготовили, важно вовлечь ученика, который находится с тобой в информационном пространстве, а не как обычно — в классе, да и время онлайна 15-20 минут в начальной школе.  Когда каждый урок становится  открытым, хочется  показать, как твои методики нацелены на  достижения учеников изо дня в день. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения дистанционного обучения ответственность существенно возрастает. Что такое современный урок?  Это, прежде всего  творческое взаимодействие ученика и учителя. И для меня очень важно, чтобы каждый урок был открытым. Хотелось бы, чтобы в школе было меньше формальностей, а больше  души, ответственности, понимания. Проводя каждый урок с маленькими  учениками я поняла — это открытый урок, для  проведения  которого готовлю не только необходимый материал, но и продумываю насколько это будет интересно ребятам, насколько каждый из них будет вовлечен в учебный процесс дистанционно. Замечательное высказывание Анатоля Франса: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом«.

   Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показывает способы применения на практике изучаемого знания.  Я  не только признаю  право учащегося на собственное суждение, но и заинтересована в нем.

  Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета учителя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений. С первого класса я использую методику критического мышления. Ребятам очень нравится работать в парах, группах. Они любят выступать, отстаивать свою точку зрения о прочитанном тексте,  произведении. Этот процесс для каждого из них увлекателен, потому что они уверены, что сами смогли разобраться с новой темой, с решением сложной задачи. Они готовы сотрудничать и помогать друг другу в достижении целей

И, когда мы стали работать дистанционно, я решила продолжать работу, активно вовлекая ребят  в учебный процесс. Да и мои дорогие четвероклассники проявили активность, заинтересованность и показали, что  дистанционное обучение тоже может быть интересным и познавательным. Самое главное – желание узнавать новое, стремиться хорошо учиться, проявлять самостоятельность. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

  Нестандартный вход в урок. Первый слайд, который я использовала на любом уроке дистанционного обучения – это или  стихотворение, или мудрое высказывание, или пословицы, а может, просто интересная история. Это занимало немного времени для организации ребят, для общего настроя. Это им очень понравилось! В итоге ребята стали сами готовить интересную мини — информацию для начала дистанционных уроков. Для этого мы с ними обсудили темы, которые их интересуют и что они смогут предложить.  Ребята получили колоссальный опыт в поиске нужной информации, в краткости изложения своих  мыслей  и в целом – в презентации.

Прием “мозговой штурм” я постоянно применяю на своих уроках. Он важен, потому что ребята делятся информацией, стараются быть активными, вовлеченными  в образовательный процесс. Самое главное – они не боятся ошибаться, не стесняются, не волнуются. Ребята  узнают, пробуют, стремятся. Учителю важно принять все идеи, без каких – либо рекомендаций, поправок, исправлений. Этот метод необходим для вовлечения учеников в процесс урока. Эффектное начало – залог успеха.

                    Диаграмма Венна. Прием «Кольца Венна», или «Диаграмма Венна», стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления.

Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna

Как работать с приемом «Диаграмма Венна» или «Кольца Венна»

1.      На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. Но, для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Например, на уроке русского языка можно сравнить понятия видов связи слов в словосочетании. По мере изучения тем диаграмма Венна может увеличиваться.


2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах). А так как мы использовали этот метод критического мышления дистанционно, ребятам приходилось объединяться в группы виртуально.

Но, для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Еще один прием технологии критического мышления – кластер. Данный метод  дает возможность ученику  работать с информацией,  анализировать, представлять только главное, основное.

Кластер  — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Источник: https://pedsovet.su/

Я предлагаю работы ребят, выполненные на уроке русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в словах»:

Еще один пример кластера по теме: «Связь слов в словосочетании. Согласование».

 

Графическое оформление придумывают сами ребята.

    Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит  систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Источник: https://pedsovet.su/

     При изучении новой темы, при повторении изученного материала ребята  будут работать с желанием, будут проявлять свои творческие возможности, будут учить других и учиться сами. Хочется заметить, что важно вовлечь всех учеников, найти дело для каждого! Ребята смогут не только придумать графический организатор, но и продумывать свои выступления – презентации, смогут выступать и в роли критиков, если в работу необходимо внести  какие – то поправки, изменения.

 

 «Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой, как трудно!)»  — писал  В.А. Сухомлинский.  На современном  этапе огромную роль играет активное вовлечение учеников  в учебный процесс. Учитывая дистанционный регламент урока в начальной школе 15-20 минут онлайн, а остальное время ребенку необходимо самостоятельно трудиться, чтобы понять и выполнить домашнее задание с удовольствием. Важно сохранить этот  интерес.

×
×