«Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»

Автор: Муравицкая Елена Сергеевна

«Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»

 

Уважаемые коллеги, сегодня, когда современная школа находится в поиске эффективных способов организации целостного учебно-воспитательного процесса, а педагоги стремятся освоить технологию интеграции урочных и внеурочных занятий, назрела необходимость обсудить возможности организации урочной и внеурочной деятельности в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

      Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов  личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают   умение школьников учиться,   саморазвиваться и самосовершенствоваться».

            Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

           Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.

        Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

        Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации рассмотрим  комплексную модель. Внеурочная деятельность по предмету химия может осуществляться через:
элективные курсы;
проектную деятельность;
олимпиады, конкурсы, конференции;
исследовательские работы;
домашние опыты и эксперименты;
подготовку к экзаменам;
проведение предметной недели.

          В предметах естественно-научного цикла главную  роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Наиболее значимым и результативным в учебной деятельности  как учителя, так и обучающихся, считаю использование ИКТ. Ребята посредством  компьютера составляют презентации, кроссворды, тесты. Умение обучающихся работать с Интернетом даёт возможность разрабатывать проекты, проводить научно-исследовательскую работу. На уроках и внеклассных мероприятиях по химии для создания внутренней мотивации, синдрома  «любопытства»  и успешного формирования УУД я использую игровые технологии, что помогает мотивировать обучающихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии.  

          Переход на ФГОС нового поколения ориентирует учителей химии  на новое переосмысление подхода к обучению, т.е. научить учиться. Поэтому,  уделяя больше внимания развитию исследовательской деятельности обучающихся, мы способствуем развитию умений у обучающих к научной деятельности, развитию логического и критического мышления. Следовательно, одним из  продуктивных  методов  является использование исследовательского эксперимента на уроках  химии. В нынешнее информационно-технологичное время многие учителя заменяют проведение реального эксперимента демонстрацией видеозаписей, что можно считать оправданным в  случае, если используются вредные или запрещённые в школе вещества. Проведение опытов, не требующих сложного оборудования и не угрожающих здоровью обучающихся, позволяет решать многие проблемы, возникающие при  изучении химии в школе.

Химический эксперимент помогает развивать личностные качества: креативные, коммуникативные и др. Эксперимент стимулирует обучающихся, сталкивающихся с проблемной ситуацией, размышлять и определять пути их реализации. При этом есть возможность уйти от  зубрёжки, формального  изучения химии.

                 Проектно-исследовательская деятельность Метод ученических проектов заключается в оказании правильной методической помощи обучающимся.  Обучающемуся предоставляются на выбор  несколько тем близких к  области его  интересов, которые можно привязать к той или иной теме изучаемого курса химии. После этого обучающийся  при содействии учителя составляет план и самостоятельно подбирает литературу и иллюстративный материал, а  в некоторых случаях обучающийся  проводит практические опыты, безусловно, под руководством учителя. Исходя из результатов своих действий,  он создает презентацию, сводные таблицы, графики,  которые в дальнейшем полностью или частично демонстрируется на уроке. Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет значительно повысить познавательный интерес учащихся, который выражается в способности к творчеству, саморазвитию, самореализации.

Олимпиады, конкурсы, научно — практические конференции
учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. Научно – практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно – популярной литературы, поэтому уровень выполняемых работ намного выше. Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес.
Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин.

Домашние опыты и эксперименты. Развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся к химии может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.
При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

         Таким образом, сочетание внеурочной и учебной  деятельности способствует развитию личности обучающихся, т. к. позволяет каждому школьнику осуществить индивидуальный образовательный маршрут, реализовать свои творческие возможности, познавательные интересы, приобрести  коммуникативные навыки.

×
×