«Особенности проявления эмоциональной отзывчивости у учащихся младшего школьного возраста»

Автор: Балахнина Татьяна Николаевна и Лоншакова Екатерина Алексеевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Особенности проявления эмоциональной отзывчивости у учащихся младшего школьного возраста

Педагоги д/о:

Балахнина Т.Н.

Лоншакова Е.А.

 

Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания, поэтому с первых занятий  на уроках музыки необходимо эмоциональную и слуховую стороны музыкальности активизировать в единстве.

    Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки.

Младший школьник  имеет небольшой  жизненный опыт, что отражается на его объеме представлений о разнообразных чувствах человека, он не всегда способен распознать эмоции и выражение чувств другого человека, своих сверстников, но в тоже время у него наблюдается первые этические  оценки поступков не только своих, но и по отношению к другим людям, и это является первыми признаками  его эмоциональной отзывчивостью.

Большую роль в расширении жизненного опыта  в области познания разных чувств людей, в умении распознавать их может сыграть музыкальное искусство.

У младшего школьника  формируются  потребности действовать, руководствуясь нравственными требованиями, чувствами, диктуемые новыми для него социальными нормами поведения, развивается его внутренняя позиция. Не случайно, поэтому  развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с музыкальным искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.

 В эмоциональном плане развитии детей наблюдаются большие индивидуальные различия: у одного ребенка преобладает положительный эмоциональный фон настроения, эмоции положительной модальности (радость, удивление, интерес), а у другого – отрицательный (печаль, грусть, скука).

Музыкальное образование  знакомит младших школьников с различными эмоциональными состояниями, делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников  занимает музыка, так как они испытывают больше эмоций, чем дети других возрастов.

Специфика музыки – выражение содержания музыкальных произведений на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Музыка способна  выражать гамму самых разнообразных состояний  и чувств человека, так как она представляет собой художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий эмоциональный отклик слушателя благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевными переживаниями. Соотнесенных с его жизненным  музыкальным опытом.

Сила музыки как раз  заключается в этом, что  она способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только дать услышать грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов музыкального произведения.

Младшие школьники  очень впечатлительны и эмоционально остро реагируют на все то, что касается их  каким-либо образом. Поэтому после первых услышанных тактов музыкального произведения,  дети начинают выполнять движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, улавливают настроение музыки и передают в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику – усиление и ослабление звучности, характер мелодии, художественного образа. Нельзя понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное переживание по самому своему существу и есть эмоциональная отзывчивость.

  Б. М. Теплов  в своих изысканиях обращал внимание на то, что для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно прежде всего воспринимать ее звуковую ткань. Если человек может лишь немногое различить, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, до него дойдет только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому, согласно концепции исследователя, музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание»  музыки [7].

На основании выше изложенного приходим к выводу: 

Младшие школьники  очень впечатлительны и эмоционально остро реагируют на все то, что касается их  каким-либо образом.

На уроках музыки у младших школьников происходит знакомство с различными эмоциональными состояниями, отраженных в рассматриваемых музыкальных произведениях, которое делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

Сила музыки как раз  заключается в этом, что  она способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.

Эмоциональная отзывчивость ребят  ярко проявляется в их активности в различных направлениях музыкальной деятельности.

 Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников  связано с активизацией мыслительных  процессов, с складом ума, характером, темпераментом, уровнем возрастного развития,  и должным воспитанием.

 

 

×
×