Автор: Балахнина Татьяна Николаевна и Лоншакова Екатерина Алексеевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Особенности проявления эмоциональной отзывчивости у учащихся младшего школьного возраста
Педагоги д/о:
Балахнина Т.Н.
Лоншакова Е.А.
Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания, поэтому с первых занятий на уроках музыки необходимо эмоциональную и слуховую стороны музыкальности активизировать в единстве.
Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки.
Младший школьник имеет небольшой жизненный опыт, что отражается на его объеме представлений о разнообразных чувствах человека, он не всегда способен распознать эмоции и выражение чувств другого человека, своих сверстников, но в тоже время у него наблюдается первые этические оценки поступков не только своих, но и по отношению к другим людям, и это является первыми признаками его эмоциональной отзывчивостью.
Большую роль в расширении жизненного опыта в области познания разных чувств людей, в умении распознавать их может сыграть музыкальное искусство.
У младшего школьника формируются потребности действовать, руководствуясь нравственными требованиями, чувствами, диктуемые новыми для него социальными нормами поведения, развивается его внутренняя позиция. Не случайно, поэтому развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с музыкальным искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
В эмоциональном плане развитии детей наблюдаются большие индивидуальные различия: у одного ребенка преобладает положительный эмоциональный фон настроения, эмоции положительной модальности (радость, удивление, интерес), а у другого – отрицательный (печаль, грусть, скука).
Музыкальное образование знакомит младших школьников с различными эмоциональными состояниями, делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.
Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников занимает музыка, так как они испытывают больше эмоций, чем дети других возрастов.
Специфика музыки – выражение содержания музыкальных произведений на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Музыка способна выражать гамму самых разнообразных состояний и чувств человека, так как она представляет собой художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий эмоциональный отклик слушателя благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевными переживаниями. Соотнесенных с его жизненным музыкальным опытом.
Сила музыки как раз заключается в этом, что она способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только дать услышать грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов музыкального произведения.
Младшие школьники очень впечатлительны и эмоционально остро реагируют на все то, что касается их каким-либо образом. Поэтому после первых услышанных тактов музыкального произведения, дети начинают выполнять движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, улавливают настроение музыки и передают в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику – усиление и ослабление звучности, характер мелодии, художественного образа. Нельзя понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное переживание по самому своему существу и есть эмоциональная отзывчивость.
Б. М. Теплов в своих изысканиях обращал внимание на то, что для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно прежде всего воспринимать ее звуковую ткань. Если человек может лишь немногое различить, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, до него дойдет только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому, согласно концепции исследователя, музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки [7].
На основании выше изложенного приходим к выводу:
Младшие школьники очень впечатлительны и эмоционально остро реагируют на все то, что касается их каким-либо образом.
На уроках музыки у младших школьников происходит знакомство с различными эмоциональными состояниями, отраженных в рассматриваемых музыкальных произведениях, которое делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.
Сила музыки как раз заключается в этом, что она способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
Эмоциональная отзывчивость ребят ярко проявляется в их активности в различных направлениях музыкальной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников связано с активизацией мыслительных процессов, с складом ума, характером, темпераментом, уровнем возрастного развития, и должным воспитанием.