Формирование социального опыта дошкольников в процессе освоения сюжетно — ролевой игры»

Автор: Ирина Викторовна Романова

Общие положения

Мастер – класс- один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передавого педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога.

Мастер – класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога – мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.

Ведущим (автором) мастер- класса является педагог- мастер- педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности.

Педагог – мастер при проведении мастер- класса руководствуется настоящим Положением и несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер- класса.

Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер- класса

Целью мастер- класса является:

Повышение профессионального мастерства педагога- участников мастер- классов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога мастера.

Задачами мастер- класса являются:

Конструирование (воссоздание) педагогом – мастером перед участниками мастер – класса своей авторской моделиобразовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Обучение участников мастер- класса конкретными навыками, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способами достижения намеченных результатов,

 

Конспект Мастер – класса.

 

Уважаемые коллеги, в рамках самообразования мною был прослушан вебенар «Формирование социального опыта дошкольников в процессе освоения сюжетно – ролевой игры».

Я выбрала данную тему: «Формирование социального опыта дошкольников в процессе освоения сюжетно – ролевой игры», т.к. считаю ее очень актуальной в сфере моей педагогической деятельности.

Тема моего сегодняшнего мастер – класса: «Сюжетно-ролевые игры – социальный опыт дошкольника.»

Сюжетно-ролевая игра это прежде всего деятельность, игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив.

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях и конечно социальный опыт.

Роль сюжетно — ролевой игры в формировании и развитии взаимоотношений детей друг с другом велика. Педагогу важно помнить, что при организации сюжетно-ролевых игр имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку происходит становление ребенка как личности, а это требует от воспитателя тонкого понимания характера ребенка, его интересов и способностей. Поэтому поддерживать, развивать и проектировать все лучшее, что может быть в ребенке -необходимое условие воспитывания нравственных качеств и взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.

От раннего развития к старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения, от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками.

Игра может рассматриваться как интерактивная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление.

Разновидностью сюжетно- ролевой игры является режиссерская игра, в которой ребенок выступает как режиссер, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их.

Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. Побуждать детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Например: Игра «Постираем кукле платье».

Задачи:

Образовательные:

 — способствовать обогащению содержания игр «в семью»; (в которой в последствии можно добавлять от 3 – 15 персонажей)

— учить детей действовать по определённому алгоритму;

-учить использовать полученные знания в самостоятельной игре.

Развивающие:

— формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Одежда»; формировать представление о действиях и предметах, необходимых для стирки.

— учить соотносить речь и движения при воспроизведении потешки;

— развивать долговременную зрительную и слуховую память;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к труду, желание принимать посильное участие в нём;

— закрепить представления о необходимости содержать одежду в чистоте;

— воспитывать аккуратность.

Ход игры: (воспитатель детям)

К нам сегодня в гости

Катенька пришла.

Дома кашу ела,

В гости нас звала.

Только вот беда случилась,

Катя в каше извозилась.

Плачет, плачет Катя наша,

Замарала платье в каше.

Чем же Кате мы поможем?

Что мы здесь поделать можем?

— Что надо сделать, чтобы кукла была чисто одета? (Выстирать грязную одежду.)

— Что нужно, чтобы постирать одежду? (Нам необходима вода, таз, мыло.)

 

Дети усаживаются вокруг небольшого столика, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия.

 

  Вот тут  и создается интерес к предстоящей деятельности, развиваются умение познавать окружающий мир через непосредственные действия.

 — Можно ли сразу начинать стирать грязную одежду? Почему?  (одежда находится на кукле)

— Значит, что нам нужно сделать?  (снять всю грязную одежду)

— Молодцы! Я буду снимать грязную одежду с куклы Маши, а вы представьте и покажите, что вы тоже снимаете одежду с куклы.

Дети следят за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, имитируют снимание одежды со своей воображаемой куклы.

 Развиваются познавательно-исследовательские способности; пополняется словарный запас.

Воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок.

— Одежду сняли, что делаем дальше? (платье нужно замочить в воде)

 

Чтобы платье постирать,             

Нужно тазик срочно взять.        

И туда налить водицы,                   

И намылить платье мыльцем.

— Замачиваем платье в тазике с тёплой водой.

 

Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком.

Воспитатель берет платье, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и платье выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены.

 

Воспитатель: «А это, что?». (Ответ детей – пена).

Воспитатель  стирая, спрашивает:

— Что я сейчас делаю? (Ответы детей).

— Я взяла мыло и намыливаю мокрое платье. Повторите «намыливаю».

-А это что? (Показывает на носочки, штанишки, кофточку).

— И носочки, и кофточку, и штанишки тоже постираем – всё будет чистое.

-Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать? (прополоскать в чистой воде).

Дети следят за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, повторяют каждое действие воспитателя с воображаемой одеждой, повторяют за воспитателем слова, одновременно с воспитателем имитируют стирку.

    Воспитатель предлагает повесить белье на веревку и закрепить его прищепками. Педагог предлагает детям повторить слово «прищепки». Далее воспитатель предлагает детям повесить остальное белье, постоянно спрашивая, что они вешают?

Мы с Вами можем сделать следующий вывод: в процессе этого примера мы понимаем, как именно формируется опыт общения и действия в раннем возрасте у детей и каким образом педагог может расширять социальный опыт ребенка.

Не большое практическое занятие, я хочу провести с Вами, мы поиграем в сюжетно – ролевую игру «Почта». Эта игра, может «развиваться как и дети раннего возраста к старшей группе». Для нашей встречи, она подходит лучше всего, так как можно раскрыть массу ролей и сюжетов. Так же я подготовила папку – картотеку «сюжетно – ролевые игры», все желающие смогут найти там игры на любой возраст, можно с ней ознакомится, после нашей игры.

×
×