Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор: Гришина Тамара Михайловна

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

   Речь — важнейшая психическая функция человека, способность к познанию, самоорганизации, общение с другими личностями, другими культурами, помочь ребенку овладеть не только речью, но и развитию его нравственных чувств, творческих способностей.

   Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей. В наше время, к сожалению, мы часто слышим безграмотные выражения, небрежную речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связанную речь. В наш современный век, насыщенный телевидением, компьютерами,  дети почти не общаются между собой, погружены в виртуальный мир интернета, родители практически не читают художественных произведений, добрых сказок. Мы, взрослые, не должны забывать, когда вводим ребёнка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому важно заботится о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

   Дошкольное образовательное учреждение первое и самое главное звено в системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Размышляя над вопросами о повышении уровня речи детей, можно сделать  вывод, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся  окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.                                                                                                                                                                                              

   Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим у детей связной речи, совершенствуется диалогическая, монологическая речь, происходит освоение выразительности речи. В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия зрителей.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой, а игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализация является приоритетным направлением всей моей педагогической деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Поэтому я включаю её в различные виды деятельности для осуществления разностороннего развития детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

   В моей группе дети имеют дефекты произношения звуков речи и других ее качеств. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Актуальность  этой проблемы стала для меня одной из причин систематической работы по развитию связной речи через театрализацию.

   Для решения поставленных задач мною была изучена работа в этом направлении следующих авторов: «Методика и организация театрализованной деятельности» Э.Г. Чуриловой, «Театрализованная деятельность в детском саду» А.В. Щеткина, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой,  «Играем в театр» Т.Н. Дороновой,  «Развитие речи и творчества дошкольника» О.С. Ушаковой и др. Также был принят во внимание опыт коллег, опубликованный в журналах по дошкольному образованию.

   Целью моей педагогической деятельности является научить детей находить и использовать необходимые им способы общения, на основе содержательной связной речи создавая условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

  

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1.     Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи

2.     Обучать практическим навыкам выразительного чтения, развивать творческие способности детей.

3.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру речевого общения, умение владеть пластикой, мимикой, жестами.

4.     Развивать умение понимать смысл художественных произведений, сопереживать, чувствовать настроение.

5.     Развивать память, воображение, наблюдательность, любовь к родному языку.

6.     Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.

7.     Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

   Для достижения цели использую современные образовательные технологии (здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, индивидуально-ориентированная, социоигровая, мнемотехника).    

   Задачи решаю в процессе совместной специально организованной деятельности педагога с детьми, которая включает в себя беседы, игры-путешествия, дидактические игры, работу с разными видами театра, чтение и заучивание стихотворений, загадок и потешек, рассматривание альбомов, фотографий, книг и т.д.

   Основными направлениями в моей работе с воспитанниками являются: создание условий для развития речи и эмоционального благополучия; комплексное решение задач речевого развития через театрализацию в содружестве со специалистами, родителями; постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий к освоению роли, созданию образа в театрализованной игре.

В своей работе использую творческие приёмы и методы: знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения); моделирование; ситуация «проживания»; ассоциаций; коммуникативные(диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, заучивание наизусть, описание); организация творческого поиска; просмотр видеофильмов; слушание аудиозаписи; словесное рисование; проектов; хоровое  индивидуальное пение; нетрадиционные методы рисования и аппликации; коллаж из сказок; релаксации; музыкотерапия.

   Для развития связной речи в театрализованной деятельности подобрала следующий материал: артикуляционные гимнастики, чистоговорки и скороговорки, пластические этюды, мимические этюды, загадки, упражнения на воображение, упражнения на напряжения и расслабления мышц, упражнения на имитацию движений, упражнения на активизацию словарного запаса, упражнения на интонационную выразительность, упражнения на формирование разговорной речи, упражнение на отбивание ритма, упражнение на речевое дыхание, игры со словами и без слов, хороводные игры, подвижные игры с героями, обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, потешек, стихов, показ театрализованных представлений.

   Именно через театрализацию я знакомлю детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

   Важной составляющей воспитательно-образовательной работы является создание предметно-развивающей среды. Для обеспечения  совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе создан театральный уголок, в который входят пальчиковый, настольный театры, куклы бибабо, атрибуты на голову и шкафчик ряженья, теневой театр, театр на фланелеграфе. Особенно мне дороги куклы, которые мы с детьми создавали своими руками: театр ложек, настольный театр из бумажных конусов, цилиндров, коробочек. Для своих кукол дети сочиняли небольшие сказки, оформляя их в книжки-малышки. По сказкам сочинённым детьми разыгрывались игры-драматизации.

   Перспективное планирование по театрализации было составлено по «Методике и организации театрализованной деятельности дошкольников» Э.Г. Чуриловой.

   Планируя свою работу, я учитывала возрастные особенности детей. Работая с детьми младшей группы, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Малышей  это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеваться, а значит измениться. Постепенно я стала формировать интерес детей к театрализованным играм через игры – имитации. Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробушки машут крыльями, выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладошки, запрыгали на месте). В средней группе дети стали говорить лучше, но речь их ещё не достаточно сформировалась. Теперь моей задачей стало обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Моя работа с детьми среднего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включались в процесс игрового общения с театральными куклами. В старшей группе – задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев оригинальными языковыми средствами. В подготовительной группе направляла свою работу на углубление интересов детей к определённому виду театрализованной деятельности, повышала интерес к театральной культуре, способности к самовыражению. Поощряла умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращала внимание на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывала сюжетно – ролевую игру «Театр», в которой уделялось особое внимание зрителям, правилам поведения зрителей при посещении театра.

   Широко  использовала  в своей работе  моделирование сказок по схемам и картинкам. Очень эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми. По работе со схемами для родителей была проведена консультация.

   Формирую у детей интерес к театрализованным играм, с младшего возраста учу детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаюсь к потешкам, частушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям которые побуждают к диалогу.

   По разработкам И.А. Позухиной с детьми проводились игры и упражнения на развитие эмоций, мимики, жестов, интонационной выразительности речи, раскрепощения ребёнка. Эта работа проводилась на занятиях по всем видам деятельности ежедневно (в утренние и  вечерние часы), в процессе их свободной и самостоятельной деятельности. На начальном этапе работы с детьми по театрализованной деятельности включала игры на развитие основных психических процессов. В группе оформлены игры на развитие эмоций и дидактический материал: «Ромашка настроения», «Угадай настроение» и др.

   Особенно вызвал у детей живой интерес и повышал эмоциональный тонус приём «Расскажи стихи руками». Эффективность запоминания способствовала развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия с взрослыми и сверстниками способствовали снятию неуверенности, зажатости у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

   Для развития устной речи я использовала практические методы, как игра-драматизация, настольная инсценировка. Дети разыгрывали сценки, пьески, читали стихи. Это вносит новое содержание в жизнь детей, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способности речи, развивается выразительная сторона речи, открывается простор для творчества. Умело поставленные вопросы, при подготовке к игре  побуждали детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, обобщения. Это способствовало умственному развитию и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью незаметно активизировался словарь, совершенствовалась звуковая сторона речи, улучшилась биологическая речь, особенно ярко проявилось словотворчество. В этом и заключается ценность игры-драматизации. Дети сами сочиняли, импровизировали, инсценировали готовый материал.

   А игры-импровизации по знакомым литературным произведениям, разработанные Т.Н. Дороновой, вызвали у детей большой эмоциональный подъём. Дети с большим желанием перевоплощались в литературных героев. Каждый ребёнок представлял литературный персонаж так, как он его видел в своём воображении. Полюбившиеся импровизации дети разыгрывали на групповых праздниках и развлечениях.

   Атрибуты подбирались в «Уголке ряженья» или были изготовлены детьми из цветного картона. С помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создать любой образ по своему усмотрению.  

   Развитие театрализованной деятельности у детей – это длительная работа, которая требует участия родителей.

  По требованиям ФГОС родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, поэтому важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Я разработала перспективный план по работе с родителями.  Этой работе я уделяю особое внимание. Опыт работы показал, что такие формы взаимодействия с родителями, как собрания, групповые консультации, недостаточно эффективны, так как чаще всего взрослые на них формальные слушатели. В то же время анкетирование и опрос показывают, что у родителей есть желание научиться успешно, взаимодействовать с собственными детьми, слышать друг друга, понимать, выражать свои чувства.  Важно участие родителей в тематических вечерах. Родители моей группы являются равноправными участниками театрализованных представлений. Они выступают в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.  Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

   Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

   В работе с родителями мною использовались разнообразные формы, обобщённые темой «Развитие связной речи ребёнка через театрализованную деятельность»: практикумы, праздники, КВНы, нетрадиционные собрания, консультации, информационные листы, папки-передвижки, выставки поделок, семинары для родителей, игры, экскурсия в библиотеку, мастер классы для родителей  и т. д..

   Для привлечения родителей посещать театры взяла на себя обязанность распространения билетов в театры города. После выхода в театры города дети рассказывали своим сверстникам о полученных впечатлениях. Составляли вместе с родителями творческие рассказы и делали презентацию.

   Я регулярно совместно с семьями участвую в районных, городских, международных конкурсах, выставках поделок на разнообразные тематики. Считаю, что моя работа успешна. За работу награждалась грамотами, благодарственными письмами. Об этом свидетельствуют положительные отзывы родителей.

   В совместной работе воспитателей, родителей и детей большую роль уделяю проектной деятельности и считаю её одним из эффективных средств сотрудничества детского сада и семьи. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны своего ребёнка, испытать чувство удовлетворения от успехов ребёнка. Разработала и реализовала проекты: «Театр глазами ребёнка», «Мой любимый город», «Нарисуй сказку», «Нарисуй обложку к любимой книжке».

   Родители стали инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это были игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие семейные, совместные развлечения играют большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

   Для осуществления данной работы с семьями воспитанников была создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.). В моей группе есть семьи, которые практикуют театральные представления в домашних условиях.      

   Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, получены следующие результаты:

·        Улучшение у детей дикции, обогащение пассивного и активного словарь, умение вести диалог и монолог;

·         Умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение и т.п.);

·        Умение детей отображать эпизоды постановок и образы героев, владея пластикой, мимикой и жестами;

·        Повышение интереса к сказкам и другим произведениям художественной литературы, театрализованной деятельности;

·        В группе оформлена насыщенная предметно-развивающая среда;

·        Повысилась педагогическая компетентность родителей воспитанников в вопросах театрализованной деятельности и родители стали активными участниками совместных мероприятий.

   Таким образом, я получаю подтверждение того, что театрализованная деятельность положительно влияет на развитие личности ребёнка. Помимо образовательных знаний и умений она развивает и воспитывает любовь к родному языку, чувство патриотизма и всесторонне развитую личность.

  

Стать написана на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.

 

 

 

×
×