Автор: Бургундасова Марина Николаевна
Занятие по краеведению.
Тема занятия: «Таловские чаши»
Цель занятия: познакомить с уникальными местами Томской области, дать представления о богатстве природных ресурсов области.
Задачи:
• Развивать, углублять и закреплять знания о природных ресурсах, экологии родного края, удовлетворять исследовательские и познавательные интересы обучающихся.
• Воспитывать чувство привязанности к своему краю
• Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
• Развивать творческие и интеллектуальные способности
• Воспитывать патриотические чувства, основанные на любви к «малой Родине»
Оформление: на стендах размещены материалы по теме занятия, карта Томской области.
Оборудование: слайды с фотографиями, памятка «Как себя вести наедине с природой»
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Слово педагога о целях и задачах занятия.
3.Вступительное слово педагога о богатых природных ресурсах Томской области. Краткий обзор. Материал для рассказа.
Природные ресурсы, экология Томской области
Основная территория Томской области представлена землями лесного фонда. Лесные массивы занимают около 60% территории области. Половина запасов древесины — хвойные породы, из которых наиболее ценными являются кедр, ель, пихта, сосна, лиственница. Не случайно Томскую область называют «кедровым краем».
Степень заболоченности Томской области достигает 40 %. Особая экологическая ценность болот заключается в том, что они являются регулятором гидрологического режима стоков рек, служат гигантским фильтром-накопителем, поглощающим элементы из атмосферы.
По запасам пресной воды, включая подземные и открытые водоемы, Томская область занимает одно из первых мест в России. По территории области протекает восемь судоходных рек: Обь, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Чая, Парабель, Васюган. В верхнем участке Оби располагаются нерестилища осетровых и сиговых рыб.
Выявлены крупные месторождения артезианской питьевой воды, термальных и лекарственных вод выпускаемой под маркой «Чажемто» и «Омега». Есть природные горячие сероводородные источники, на базе которых возможно открытие санаториев.
Территория области равнинно-таежная, поэтому в составе фауны более половины животных связано с лесами, около трети тяготеют к водно-болотным угодьям. Разнообразие фауны представлено 325 видами птиц, 60 видами млекопитающих, 5 видами амфибий, 4 видами рептилий. В реках и озерах области обитают 33 вида рыб, из которых 15 имеют промысловое значение, это нельма, муксун, осетр, стерлядь, пелядь. Годовой вылов рыбы составляет более двух тысяч тонн. Запасы рыбных ресурсов в последние годы в Томской области несколько увеличились.
Богат животный мир Томской области: на ее территории обитают 28 видов промысловых диких животных — лоси, олени, косули, бурые медведи, рыси, росомахи, соболя, лисы, белки, волки и более 40 видов птиц.
Томская область входит в состав Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции и относится к ведущим регионам России по добыче нефти газа.
По объемам торфа область занимает второе место в России. Кроме того, открыто 12 месторождений металлических руд: железа, титана, циркония, скандия, каолина, меди и др. Прогнозируемые запасы Бакчарского железорудного месторождения — 110 млрд. тонн.
Экологическая обстановка на территории Томской области в целом благоприятна. Однако существует до конца не изученная опасность загрязнения некоторых малонаселенных районов ракетным топливом гептилом, сохраняющимся в отделяющихся над территорией Томской области ступенях ракет, запускаемых с космодрома Байконур. Экологическая общественность Томска также подвергает жесткому контролю деятельность Сибирского химического комбината, где перерабатывается ядерное топливо. Но многочисленные исследования не установили фактов негативного влияния комбината на окружающую среду и здоровье населения. Более опасно загрязнение природы в северных районах области — в зоне интенсивной нефтедобычи, где в воды таежных рек и болота сбрасываются нефтепродукты.
Значительный вклад в дело сохранения и воспроизводства животного и растительного мира вносят особо охраняемые территории Томской области. Эти территории представлены 16 заказниками (1 — федерального, 15 — регионального значения), 144 памятниками природы регионального значения, одной природной территорией рекреационного значения и уникальной коллекцией растений старейшего за Уралом Сибирского ботанического сада.
4. Рассказ педагога об уникальных местах Томской области с демонстрацией слайдов. Рассказ могут подготовить обучающиеся.
Таловские Чаши
Таловский чаши – один из природных памятников Томской области, расположенный неподалеку от бывшего места расположения деревни Таловка. Слово “тала, талая” в русском языке – незамерзающая вода с полыньями. И, действительно, вода в Таловских чашах не замерзает даже зимой, так как температура воды в источнике + 5 ° С, и расход – примерно1л/сек. Стенки чаш на 70-75% сложены отложениями известкового туфа (травертина) и бернессита – сравнительно редкого оксида марганца сложного состава второе месторождение на территории РФ, что придает им своеобразный землистый цвет. Водоносные горизонты и травертиновые выходы разбросаны по всей территории Томской области. Но нигде не образовывалось ничего подобного Таловским чашам, в этом и заключается уникальность данного природного объекта.
Это известковые образования в форме больших чаш, наполненные родниковой водой.
В комплексе чаш известно 4 образования крупного размера, и 3-5 мелких.
Самая большая Таловская чаша имеет ширину 2 м, длину 3,5 м, глубину 2 м. и толщину стенок 50 см вверху, к основанию толщина увеличивается. Чаши постоянно увеличиваются за счет наращивания соли из-за переливающейся через край воды.
Некоторые археологи и историки утверждают, что именно Таловские Чаши стали прототипом для появления легенд о Чаше Грааля. Якобы древние вестготы во время переселения с востока на запад сохранили память о древнем чуде природы, и позже эта память отразилась в легендах о короле Артуре.
Вне зависимости от того, правда это или нет, Таловские Чаши действительно великолепны.
В народе считается, что эта вода лечебная — помогает при болезнях глаз и кожи, а также при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Даже зимой вода не замерзает, а продолжает течь по многочисленным ручейкам на земле и под землей.
5.Закрепление материала. Вопросы учителя по материалу занятия:
— Понравилось ли данное место?
-Хотели бы его посетить?
— Что запомнили о данном месте?
— Почему это уникальное место?
6. Составление памятки «Правила поведения в заповедных местах».
— Посещая данные места, необходимо выполнять определенные требования и правила. Как вы думаете почему?
— Вы будете называть правила, а я их запишу на доске.
«Правила поведения в заповедных местах»
* Прежде чем отправиться в путешествие, хорошо ознакомьтесь с местными особенностя-ми правил поведения. Относитесь с уважением к местным обычаям и культурным тради-циям.
• Путешествуйте по возможности пешком или с использованием тех транспортных средств, где необходимо использование энергии собственных мускулов.
• При подготовке к путешествию старайтесь тратить деньги преимущественно на товары местного производства — этим вы способствуете улучшению социально-экономического положения местного населения.
Пожалуйста:
• Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой сре¬де.
• Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
• Не разводите костры и не останавливайтесь на ночлег в непредусмотренных специально для этого местах. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.
• Не поощряйте своими покупками незаконное производство товаров из редких и особо ох¬раняемых видов флоры и фауны.
• Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
• Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии. Но при этом знайте, что на проведение профессиональной фото- и видеосъемок требуется специаль¬ное разрешение администрации охраняемой территории.
• Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы — нехорошая «память» на долгие времена
• Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после себя непотушен¬ных костров. Одна маленькая искорка—а может привести к великой беде.
• С уважением относитесь ко всем животным, будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
• По этой же причине не берите с собой в заповедник домашних животных. Здесь царство дикой природы, и они вряд ли поймут друг друга.
• Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку леса: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья. • Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком. Исключение—только для ученых-ботаников, да и то по специальному разрешению.
*По возможности не сходите с тропы’ вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку—и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме.
• По возвращении домой сформулируйте для себя, что вы получили в экологическом и культурном плане от посещения охраняемой территории. Поделитесь своими выводами с ее руководством, а также с руководителями тех организаций, которые были причастны к организации и проведению вашего путешествия.
7.Домашнее задание: подготовить информацию по другим уникальным местам Томской области, которую посещали или понравилась.