8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия и сотрудничества».

Автор: Яркова Лариса Ивановна

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия и сотрудничества.

 

                  «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский

«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами в этом направлении являются сплочению силы, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности.

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Задача педагога — сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.

Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов, чтобы в коллективе детей и родителей была атмосфера добра, взаимопонимания и доверия.

Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы педагога с родителями.

·                   Во-первых педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

·                   Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

·                                       Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

·                   Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

·                   Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в ремонте кабинета и обустройстве и т.д.

·                   Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

·                   У родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.

·                   Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе.

·                   Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

·                   Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

·                   Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.

 

Взаимодействие школы и семьи обусловливается их функциями. Семья «принимает», «реагирует», «выражает отношение», «содействует», «исполняет». Школа «информирует», «курирует», «поддерживает», «корректирует», «выполняет», «диагностирует».

Основными принципами моей деятельности являются: 

  • доверие; 
  • сотрудничество; 
  • позиция соучастия; 
  • понимание; 
  • диалог как основа общения; 
  • конфиденциальность. 

 

Учебно-воспитательная деятельность в классе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. 

 

Устанавливая контакты, в своей работе использую рекомендации по этике взаимоотношений с родителями: 

  • Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика. 
  • Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе. 
  • Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания. 
  • Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях. 
  • Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах. 
  • Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита. 
  • Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования. 
  • Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины. 
  • Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой. 

Чтобы воспитывать ребёнка нужно его знать. 

Сотрудничество с родителями будущих пятиклассников я начинаю с определения этапов работы: Знакомство начинаю с изучения семей. Для этого использую анкетирование. Анкетирование является неотъемлемой частью в работе с родителями.

В своей практике я использую разные формы работы с родителями: коллективные, групповые и индивидуальные.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные

групповые

индивидуальные

·        Родительское собрание

·        Диспут-размышление по проблемам воспитания

·        Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

·        «Дни открытых дверей»

·        Взаимодействие с родительским комитетом

·        Взаимодействие с творческими группами

·        Групповые консультации

·        Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

·     Беседа

·     Посещение на дому

·     Консультация

·     Выполнение индивидуальных поручений

·     Переписка

·     Телефонный разговор

 

Основные результаты работы: 

  • Родители стали дружелюбнее относиться к школе. 
  • Улучшились отношения между детьми и внутри класса. 

 

Семья – это островок детства, любви, тепла. Лишь семья создаёт идеальные условия для развития и становления личности ребёнка. 

×
×