8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Развитие творческой активности и самостоятельности детей дошкольного возраста через мелкую моторику».

Автор: Юдова Марина Михайловна

Статья:  «Развитие творческой активности и самостоятельности детей дошкольного возраста через мелкую моторику».

                                                                « Истоки способностей и дарования детей                 

                                                                    находятся на кончиках пальцев, от них,

                                                                    образно, говорят, идут тончайшие ручейки,

                                                                    которые питают источник творческой мысли».  

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

     Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от ребёнка требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность ставить и решать новые проблемы.

 Задачу формирования активной, самостоятельной творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.  Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в ситуацию школьного обучения.

     Я ,считаю, что развитие мыслительных и творческих процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук.

     Поэтому в своей работе я обращаю внимание на развитие моторики рук. Всем, очевидно, что именно на этом этапе дошкольного возраста приоритетным является развитие мелкой моторики, т.к. в этот период идёт развитие и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

     Развитие мелкой моторики помогает ребёнку не только научиться логически рассуждать, развивать память, внимание, речь, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, лепить, клеить, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А развитие мелкой моторики формирует умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

      Систематические упражнения по тренировке движений пальцев и рук, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, владея, рукой ребёнок становится более самостоятельным и независимым от взрослого.

     В своей работе для развития мелкой моторики, я использую разнообразные пальчиковые игры, среди которых ведущее место занимают пальчиковые игры с нетрадиционным использованием различных предметов: среди них массажный шарик Су-джок и эластичные кольца. Я, считаю, что данная методика является одной из лучших систем, т.к. она основана на методе точечного воздействия на биологически активные точки, расположенные на кисти рук.

 Цель моей работы: развитие творческой активности и самостоятельности в процессе пальчиковых игр с использованием нетрадиционной техники Су-джок.

Задачи:

-развивать мелкую моторику руки, координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность;

-развивать умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности;

-развивать познавательные процессы ( речь, память, внимание, мышление, воображение)

-развивать познавательную и творческую активность;

-развивать самостоятельность;

— вызывать у детей положительные эмоции.

     Конечно, самостоятельность и творчество дети проявляю только тогда, когда они имеют определённую базу, т.е. сначала научились чему-то – потом самостоятельно это используют в своей деятельности.

     Поэтому работа мною проводится  постоянно, систематически, по следующим направлениям:

-организация совместной деятельности с детьми;

-организация самостоятельной деятельности детей.

Прежде, чем разучивать пальчиковую игру: мы обсуждаем её содержание, отрабатываем основные движения. Играя, с ребёнком, уделяю большое внимание эмоциям, т.к. в этом возрасте ребёнок запоминает лучше, то или иное событие, если оно эмоционально окрашено.

Упражнения Су-джок применяем в разной  деятельности в качестве физкультминуток, динамических пауз, кроме того используем массажные действия с шарикам для рассказывания сказок, потешек, т.е. инсценируем старые сказки, потешки или сочиняем новые.  Действия с шариками организовываются  так, что каждый ребёнок получает возможность быть самостоятельным, инициативным.

Все игры с использованием су-джок шарика сопровождаются стихотворением – эта та основа, на которой формируется и сопровождается чувства ритма. Содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, развитию  мелких мышц рук.

Например:

Упражнение  «Колючий еж»

Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж? Катаем мячик между ладошками Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек».           

Упражнение с кольцом «Пальчики»

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем. Раз-пальчик большой он красивый такой. Два — пальчик указательный очень обаятельный. Три — пальчик средний он совсем не вредный. Четыре — безымянный пальчик очень славный. Пять — мизинчик маленький счастливчик.

Сказка

Жил — да был ежик в лесу, в своем домике — норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)  и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать  и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в  другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ней) и укрылся от дождя,  а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много: как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Детям нравится играть с маленькими «шариками-ёжиками», они увлекаются игрой, начинают фантазировать, придумывать. Конечно, поначалу дети были пассивными слушателями, что- то у них не получалось,  сейчас  когда дети научились этому, когда движения пальцев стали более подвижными и ловкими, ребенок выполняет движения активно,  они легко используют эти шарики в самостоятельной деятельности, проявляют  своё творчество, фантазию.

Су-джок шарики находятся в свободном доступе для детей, они могут сами их брать и воплощать в игру.

 Значит чем точнее и четче будут движения ребёнка, тем глубже и осмысленнее стане его знакомство с миром.

Недаром говорят, что всё гениальное исключительно просто!

 Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.

×
×