8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Значение загадки в развитии детей дошкольного возраста»

Автор: Филимонова Лариса Владимировна

 

«Значение загадки в развитии детей дошкольного возраста»

 

                                              Филимонова Лариса Владимировна,

 

                                                     Воспитатель,

 

                                                     МБДОУ «Детский сад№28 «Золотой петушок»

 

                                                     г. Тамбов, Тамбовская обл.

 

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.

 

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

 

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

 

Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

 

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка.

 

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

 

Основой для отгадывания загадок является достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок, нужно учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

 

Доступность содержания загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.

 

Наиболее трудны для понимания детей метафорические загадки, у которых слова используются в переносном значении.

 

Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка.

 

Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы возбуждают у детей особый интерес и внимание; с ними ребенок чаще действует, играет. В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.

 

Тематика загадок для маленьких ограничена. Это загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. (Ю. Г. Илларионова). Загадки для малышей не должна быть очень подробны, так как большое количество признаков ребенок не в состоянии запомнить. 

 

Дети среднего дошкольного возраста (5 года жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Они выделяют и частные, и существенные и внешние, и внутренние особенности предметов и явлений. Детям 5 года жизни предлагается более широкая тематика загадок: о животных, предметах быта, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

 

Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно, четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.

 

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за окружающим миром, отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

 

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

 

В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

 

Загадка – это своеобразное образное описание предметов, характеристика их особенностей. Часто такое описание даётся через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребёнок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Поэтому чаще всего загадки загадываются детям старшего дошкольного возраста, у которых уже более или менее сформированы знания и представления об окружающих предметах и явлениях. Но не исключено и загадывание загадок детям более младшего возраста, но здесь главное правильно подобрать загадки.

 

Знакомство детей с загадками загадок вводится в младшем дошкольном возрасте.

 

Обучение детей отгадыванию загадок надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке.

 

Загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»). Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов). Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.

 

Для отгадывания метафорических загадок важным является знакомство детей с фольклорными произведениями, художественной литературой, знакомство с выразительными средствами языка: эпитетами, сравнениями, переносным значением слов, фразеологическими оборотами.

 

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы. К загадкам первого уровня сложности относят:

 

— загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

 

— загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово- отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

 

Загадки второго уровня сложности включают:

 

— загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

 

— загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

 

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

 

 

 

×
×