Автор: Дюсалиева Рауза Захаровна
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Солнышко»
г. Палласовки Волгоградской области
Конспект организованной образовательной деятельности
«Юные ученые»
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории Дюсалиева Р.З.
Палласовка 2019
Образовательная область:
«Познавательное развитие».
Интеграция областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тип:
Интегрированное.
Возраст детей:
6 -7 лет
Формы организованной образовательной деятельности:
Игра-занятие.
Формы организации:
Подгруппа.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
Предварительная работа: Рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Рассматривание соли.
Словарь новых слов:
Оборудование и материалы: Тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки).
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организующий этап:
Игра — приветствие: «Друзья»
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку — загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Пойдёмте в нашу лабораторию и приступим к работе. (Дети надевают халаты, занимают места.)
3.Открытие нового знания или умения:
Опыт № 1 Воспитатель: Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).
Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду)
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Опыт № 2 «Холодная или горячая»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной? (Ответы детей.) Давайте проверим.
На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной.
Воспитатель: Ребята, положите по одной ложке соли в каждый стакан и перемешивают. Где соль растворилась быстрее?
(Выясняют, что быстрее растворяется в тёплой воде и в обоих стаканах солёная вода.)
Воспитатель: А вот еще одно удивительное свойство соли я хочу вам продемонстрировать.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Опыт №3 «Плавающее яйцо»
Для опыта нам понадобится 2 сырых яйца и два стакана с водой. Я налила воду в кружки, в одну кружку я насыплю 3 ложки соли и хорошо перемешаю, а в другую нет. Надо положить яйца в оба стакана. Смотрите, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А теперь, если я смешаю оба раствора, что получится? (яйцо утонуло только наполовину)
Значит солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Воспитатель: Ребята, а соль на что похожа? Дети: (На снег)
Воспитатель: Правильно ребята , на снег. Давайте, мы с вами поиграем.
Физминутка «Мы зимой»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
5.Повторение и развивающие задания.
Опыт № 4 «Соль растворяет» Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
5.Повторение и развивающие задания.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы теперь настоящие ученые и я хочу у вас взять интервью. (Задаёт вопросы детям используя микрофон). Расскажите мне, что вы узнали про соль? Понравилось ли вам быть учеными? Про что вы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали, и я вам приготовила подарки (дарит подарки).
Самоанализ детской деятельности: «Юные ученые»
1. При планировании организованной образовательной деятельности я поставила перед собой такие задачи:
Образовательные: Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
2. В ходе детской деятельности решались задачи образовательной области «Познавательное развитие» в интеграции с областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
3. Предварительная работа: Рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Рассматривание соли.
4. Структура выбрана в соответствии с видом ООД (познание) учитывая смену динамических поз детей, их двигательную активность.
Длительность проведения ООД соответствует САНПИНу и гигиеническим требованиям, длительность ООД 35 минут.
Для создания эмоционального настроя использовала игровой сюрпризный момент. Прочитала детям сказку – загадку. Решение проблемных вопросов, выяснение какому же ослику было легче, помогло развернуть игровую образовательную ситуацию, поставить перед детьми учебную задачу и мотивировать их на деятельность.
Содержание ООД основано на программных требованиях.
5. Основная форма – игра-занятие. Использовала следующие методы:
а) Наглядные – атрибуты, необходимые для опыта.
б) Словесные — физминутка, сказка – загадка.
в) Практические – опыты.
6. Дифференцированный подход к детям заключался в разделении детей на подгруппы не только по возрастным характеристикам, но и по уровню развития и степенью овладения речевыми и познавательными навыками и умениями.
Средства обучения в основном использованы наглядные.
7. Форма организации: работа с подгруппой детей; осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя на стульчиках, двигались по групповой комнате). Задачи полностью реализованы. Дети с удовольствием выполняли все задания, проговаривали слова физкультурной минутки, также активно участвовали в проведении всех опытов.