Автор: Кадыров Камиль
Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм
Преподаватель-организатор ОБЖ
Кадыров Камиль
Гражданско-патриотическое воспитание — что это такое?
Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
Поэтому в нашем понимании гражданско — патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристско — краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
· помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
· вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Сегодня воспитательная работа в школе организуется и проводится на основе с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков.
В связи с этим в нашей школе разработана программа
«Гражданско – патриотическое воспитание как основа становления личности в условиях реализации программы «Отечество», рассчитанная на 3 года.
Тема программы была определена нами по нескольким причинам:
· во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
· во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
· в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Программа ориентированна на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
Гражданско-патриотческое воспитание в школе ведется по 4 направлениям:
1. Связь поколений.
2. Растим патриота и гражданина России.
3. Мой край родной.
4. Я и моя семья.
По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий классного, общешкольного и городского уровня.
В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, военно-спортивная игра «Отвага», спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
Турагенства, музеи города, в контакте с которыми работает школа, помогают детям узнать о городе Шахты, о его защитниках. Эти знания закрепляются на Уроках мужества, общешкольных митингах и других мероприятиях. В школу с беседами приходят ветераны ВОВ, их приглашают ребята из клуба «Патриот».
Ученики школы любят выходить на экскурсии к памятным местам города, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего города.
«Растим патриота и гражданин России».
Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.
В рамках работы «Мой край родной» в школе ежегодно проходит цикл классных часов: «Возрождая традиции предков», «Светочи России», «Святыни России», «Русская душа», все мероприятия проходят при активном участии ребят и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд. Активно реализуется экологическое движение: выпускаются листовки, газеты, озеленяется и приводится в порядок территория школьного двора.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления — родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
Таким образом, реализация основных направлений программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Организация работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется во взаимодействии с клубом «Патриот», которым руководит Кадыров К.
Клуб «Патриот» существует в школе 17 лет. Военно-патриотический клуб строит свою работу, решая следующие задачи:
1. Формирование у подрастающего поколения верности, готовности к служению Отечеству и его защите.
2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3. Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
В клубе проходят занятия по физической подготовке, туризму, по пожарному делу, по пожарно-прикладному спорту, рассматриваются теоретические вопросы по истории военного дела.
Членами клуба организовываются встречи с участниками военных действий в Чечне и Афганистане, так в прошлом учебном году ребята начали собирать материал о выпускниках школы, погибших в горячих точках и уже в этом году открыты 3 мемориальные доски и установлен памятный камень.
В рамках конкурса «Отечество» ребятами из клуба была проделана большая поисково-исследовательская работа, в результате которой был собран краеведческий материал о наших земляках — Тишкине Николае Васильевиче и Низовцове Николае, чьё имя носит наша школа.
Традиционными стали встречи членов клуба с выпускниками, обучающимися в военных училищах.
Ребята на протяжении всего учебного года проводят познавательные конкурсы, викторины, организовывают конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, акции «Подарок солдату», «Ветеран живет рядом».
Члены клуба – постоянные участники ВСИ «Отвага», 10–и кратные победители.
Команда «патриотов» была несколько лет участником областного финала ВСИ «Орленок», где завоевала следующие места:
· 1 место в познавательном конкурсе;
· 2 место в конкурсе боевых листовок;
· 2 место на рубеже «Снайпер»;
· 2 место в эстафете поколений этапа – «Я – гражданин России»;
· 3 место на рубеже «На привале»;
· 3 место в соревнованиях по стрельбе;
· 3 место в представительском конкурсе.
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, — эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных.