8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Коррекционно- развивающая работа по формированию движений руки и действий с предметами у детей с ДЦП раннего возраста.

Автор: Митасова Светлана Владимировна

Тема: «Коррекционно – развивающая работа по формированию движений руки и действий с предметами у детей с ДЦП раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель- дефектолог первой квалификационной категории

Митасова С.В.

 

 

Аннотация

В статье рассматривается значимость коррекционно — развивающей работы по формированию движений руки и действий с предметами у детей с ДЦП раннего возраста. Автор предлагает перечень специальных упражнений для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

 

 

Annotation 

The article examines significance of correctional developing work on forming hands’ movement and acting with objects by children with Child’s Cerebral Paralysis/CCP/disease .in early age. The author suggests the list of special exercises for fingers and hands with the use of different objects.

Ключевые слова: дети с ДЦП, пути реализации, пальчиковая гимнастика, массаж.

Key words

Children with CCP, ways of realizing, fingers’ exercises, massage.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В статье представлена основная цель и задачи коррекционно – педагогической работы с детьми раннего возраста при ДЦП.

Автор выделил основные этапы и направления работы коррекционных специалистов при построении занятий для данной категории детей.

 

Annotation

There’s the main aim and tasks of correction and education work with early age children with CCP in the article. The author paid attention to the main phases and directions in correctional specialists’ work while planning their studies for this category of children.

 

Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционно – педагогическая работа, эмоциональный контакт.

Key words:

Child’s Cerebral Paralysis/CCP/, correctional and educational work, emotional contact

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно – развивающая работа по формированию движений руки и действий с предметами у детей с ДЦП раннего возраста.

Учитель – дефектолог ОКУЗ СДР Митасова С.В.

 

В статье рассматривается значимость коррекционно — развивающей работы по формированию движений руки и действий с предметами у детей с ДЦП раннего возраста. Автор предлагает перечень специальных упражнений для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

 

The article examines significance of correctional developing work on forming hands’ movement and acting with objects by children with Child’s Cerebral Paralysis/CCP/disease .in early age. The author suggests the list of special exercises for fingers and hands with the use of different objects.

 

Ключевые слова: дети с ДЦП, пути реализации, пальчиковая гимнастика, массаж.

Key words: сhildren with CCP, ways of realizing, fingers’ exercises, massage.

 

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов. Отечественные учёные Л. А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и другие обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы и доказали её эффективность.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление и мышление в действии. Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно – манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Связь движений руки с речью была отмечена ещё в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведённых исследований М. М. Кольцовой ( 1973 г.) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях дефектолога и других специалистов.

Целью коррекционно – развивающейработы является последовательноеразвитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребёнка, адаптацию в социуме.

Для реализации поставленной цели мною было выделено ряд основных задач:

1.     Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2.     Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

3.     Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы.

4.     Повысить компетентность родителей, которые забирают детей из ОКУЗ СДР, а также педагогов, которые работают с такими детьми.

Начиная с рождения необходимо проводить работу по развитию координации движений рук.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребёнка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. В раннем возрасте стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счёт положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

При формировании движений руки и действий с предметами у детей с ЦП я учитываю следующее:

1. Принципиальный путь помощи детям с ДЦП – это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

2. Особое внимание я уделяю интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребёнка.

3. Коррекционно – развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приёмов, направленных на формирование психических функций ребёнка.

4. Система коррекционно – развивающей работы предусматривает активное участие не только учителя – дефектолога, но и воспитателей, а также и других специалистов.

Детский церебральный паралич ( ДЦП) – заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребёнка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движениями. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются. Однако общее состояние ребёнка можно несколько улучшить или сделать менее тяжёлым в зависимости от применяемого лечения и степени поражения мозга. Чем раньше начнутся занятия с такими детьми, тем больших успехов можно добиться.

 

Как распознать ДЦП?

Ранние признаки:

— сразу после рождения ребёнок с ДЦП бывает слабым и вялым, но может выглядеть вполне нормально;

— у ребёнка могут наблюдаться или нет нарушения дыхания, он может посинеть и быть неподвижным. Асфиксия – наиболее распространённая причина поражения мозга;

замедленное развитие. Ребёнок позже по сравнению с другими детьми начинает держать головку, сидеть или двигаться;

— он может не владеть руками либо только одной рукой;

проблемы с кормлением. У ребёнка возникают трудности с сосанием, глотанием и жеванием. Он захлёбывается или давится. Даже после того, как ребёнок подрастёт, у него могут сохраниться эти и другие затруднения с питанием;

трудности, связанные с уходом за грудным ребёнком или ребёнком младшего возраста. Тело ребёнка сковано во время одевания, купания или игры. Позже ему трудно научиться самостоятельно есть, одеваться, умываться, пользоваться туалетом или играть с другими детьми. Это может быть связано с внезапным появлением скованности или расслаблением тела, в результате чего ребёнок падает;

— ребёнок часто плачет, нервный, раздражительный либо, напротив, заторможенный, пассивный, почти никогда не плачет и не смеётся;

трудности общения. Ребёнок может реагировать на окружающее не так, как другие дети. Частично это связано с расслабленностью, скованностью тела, плохой подвижностью рук или невозможностью контролировать лицевые мышцы. У такого ребёнка может наблюдаться отставание в развитии речи. Впоследствии у некоторых детей становится нечёткой;

умственные способности. Хотя примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые, однако нельзя торопиться с подобным выводом. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже: либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются, из-за слабости лицевых мышц или затруднений с глотанием на них появляются гримасы. Поэтому даже ребёнок, обладающий нормальным умственным развитием, может казаться умственно отсталым. Такой ребёнок нуждается в помощи и обучении, чтобы было видно, каков он на самом деле;

иногда болезнь поражает слух и зрение;

— у некоторых детей, страдающих ДЦП, бывают припадки – эпилептические припадки, приступы, судороги;

беспокойное поведение. У ребёнка могут наблюдаться внезапные изменения настроения: от смеха к плачу, страхи, вспышки гнева и др. Иногда это связано с невозможностью управлять своим телом так, как этого хочется ребёнку. Если люди вокруг сильно шумят и активно двигаются, ребёнок может испугаться или расстроиться. Эти дети нуждаются в большой помощи и терпении для преодоления возникающих у них проблем с поведением.

чувствительность к прикосновению, боли, холоду и изменения тела не пропадает. Однако у детей могут возникнуть затруднения с контролем за движениями тела и сохранением равновесия. Из-за поражения мозга дети с трудом приобретают эти навыки. В таком случае может помочь терпеливое обучение с многократным повторением попыток;

не соответствующие норме рефлексы. У грудных детей, страдающих ДЦП, дольше сохраняются определённые « первичные рефлексы», или автоматические движения тела, которые обычно пропадают у нормальных детей в первые недели или месяцы жизни. Однако они важны лишь постольку, поскольку влияют на способность ребёнка двигаться. « Коленный рефлекс» и другие сухожильные рефлексы обычно бывают повышенными.

Каковы причины возникновения ДЦП?

У каждого ребёнка, страдающего ДЦП, поражены различные отделы мозга. Причины поражения часто бывают трудно установить.

1.     Инфекционные заболевания матери во время беременности. Такими заболеваниями являются краснуха и опоясывающий лишай.

2.     Несовместимость порезус – фактору – различнаякровь у матери и ребёнка.

3.     Такие заболевания матери, как диабет или токсикоз беременных.

4.     Наследственность. Эта причина довольно редка, но известны случаи   « семейной спастической параплегии»

5.     Никакой конкретной причины не обнаруживается примерно у 30% больных детей.

Причины возникновения ДЦП во время родов:

недостаток кислорода ( воздуха) в организме ребёнка при рождении. Новорождённый не сразу начинает дышать, синеет и перестаёт двигаться. Неправильное употребление гормонов ( окситоксинов) с целью ускорения родов вызывает такое сильное сужение кровеносных сосудов матки, что ребёнок испытывает кислородное голодание. Он появляется на свет посиневшим и неподвижным – с поражениями мозга.

родовые травмы вследствие тяжёлых родов возникают главным образом у крупных детей, матери которых слишком молоды или хрупки. При прохождении родовых путей может измениться форма головы ребёнка, что вызывает повреждение кровеносных сосудов и поражение мозга.

преждевременные роды. У ребёнка, родившегося недоношенным, вес которого меньше 2 килограммов, весьма вероятен ДЦП.

Причины возникновения ДЦП после рождения ребёнка:

очень высокая температура вследствие инфекционного заболевания или обезвоживания ( потеря жидкости при поносе). Эта причина наиболее распространена среди детей, вскармливаемых искусственно;

инфекционные заболевания мозга ( менингит, энцефалит);

травмы головы;

кислородное голодание – при газовом отравлении, если ребёнок тонул или вследствие других причин;

отравление глазурью, пестицидами, применяемыми для опрыскивания сельскохозяйственных культур, и другими ядами;

кровотечение или сгустки крови в мозгу, возникающие часто по неизвестной причине;

опухоли мозга вызывают прогрессирующее ухудшение состояния.

 

В ОКУЗ СДР учитель — дефектолог каждое занятие по развитию координации руки и действий с предметами начинает с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости  оказывает ребёнку помощь.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее  воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

— самомассаж тыльной стороны кистей рук;

— самомассаж ладоней;

— самомассаж пальцев рук.

На одном занятии учитель – дефектолог ОКУЗ СДР выполняет не более 5-6 упражнений. Весь комплекс упражнений по развитию координации руки и действий с предметами условно можно разделить на 3 составляющие:

1.     Пальчиковая гимнастика. Этот вид упражнений широко распространённый в логопедической практике. Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложностей: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.

2.     Также хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов ( для более старшего возраста):

— собирание пирамидок, матрёшек, мозаики;

— нанизывание колец на тесьму;

— работа с пособиями по застёгиванию молний, кнопок, крючков больших размеров, замков разной величины;

— сортировка монет ( под присмотром взрослого);

— перебор крупы;

— работа со спичками;

— работа с бумагой;

— лепка ( глина, тесто, пластилин);

— шнуровка на специальных рамках, ботинок;

— игры с песком, водой;

— игры с конструктором, кубиками;

— рисование в воздухе;

— рисование различными материалами ( карандашом, ручкой, мелом, красками и т.д.)

Важное место в работе учителя – дефектолога ОКУЗ СДР по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо – зрительно – двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребёнок должен воспроизвести движениями определённый ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

Пути реализации:

         — диагностирование речи детей;

— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

— разработка игр, игровых упражнений по развитию моторики рук детей;

— тесная связь с воспитателями, мед.персоналом и другими узкими специалистами;

— разработка методических рекомендаций;

 

Результативность:

1.     Специалистами ОКУЗ СДР отрабатывается система работы по развитию моторики кистей и пальцев рук детей с ДЦП через игры и игровые упражнения.

2.     Имеются методические рекомендации для приёмных родителей.

3.     У детей ( более старшего возраста) сформировался устойчивый интерес к занятиям ( в игровой форме), игровым упражнениям по развитию моторики рук, пальчиковой гимнастики.

Чтобы достичь хороших результатов необходимо:

— продолжать работать в тесной взаимосвязи с другими специалистами, воспитателями ОКУЗ СДР, используя современные педагогические технологии.

 Работа в данном направлении будет продолжена , т.к. в процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх, тем самым повышают уровень и речевого развития.

В заключении хотелось бы отметить следующее:

1.     Дети раннего возраста с ЦП представляют собой неоднородную группу по уровню познавательного, речевого и социального развития. Основой для компенсации полиморфных нарушений двигательного, познавательного и речевого развития, образования и социальной адаптации детей раннего возраста с ЦП является организация ранней помощи ребёнку.

2.     Гармоничные отношения ребёнка с близким человеком создаёт условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающим миром через общение со взрослым на основе разработанных комплексных программ коррекции нарушений детей раннего возраста с ДЦП.

3.     Ключевой основой для обеспечения адаптации ребёнка с ЦП в социальное пространство окружающего его мира является системная организация ранней комплексной коррекционно – развивающей помощи детям этой категории, включающее активное  участие близкого человека ребёнка.

4.     Разработка и реализация ранней комплексной коррекционно – развивающей помощи обеспечивает объединение всех направлений процесса сопровождения ( диагностического, лечебно – восстановительного, психолого – педагогического, социального и семейного).

5.     В процессе повседневного ухода за ребёнком близкий человек, создаёт положительный эмоциональный комплекс на лицо, голос, прикосновение, ребёнок чувствует безопасность, комфорт. Общение с близким человеком способствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию окружающего. При недостаточном контакте со взрослым, ребёнок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формируется вторичная задержка психического развития.

 

 

Список использованной литературы:

1.     Архипова Е.Ф. « Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом ( доречевой период)» Москва « Просвещение» 1989 г.

2.     Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. « Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи» Дефектология №3, 1999г.

3.     Дудьев В.П. « Средства развития тонкой моторики рук с нарушениями речи» Дефектология №4, 1999г.

4.     Плеханова В.С. « Коррекционно – развивающая работа учителя – дефектолога с детьми, страдающими ДЦП, по формированию мелкой моторики рук» Екатеринбург, 2001 г.

5.     « Реабилитация детей-инвалидов. Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками, работников местных служб здравоохранения и реабилитации». 1995 г.

×
×