АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Шарапова Эльмира Мансуровна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие мелкой моторики является одним из важных аспектов в развитии ребенка. Данная проблема волнует многих психологов и педагогов. Все они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Оглоблина И.Ю. в своей статье пишет, что «движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи» [1]

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.  Научные труды таких научных деятелей, как  Шаповаленко И.В. [2], Смирнова Е.О. [3], Урунтаева Г.А. [4], Афонькин С. [5], Кирпичникова Н. [6], Кисилева В. [7] направлены на изучение мелкой моторики как физиологического, так и психологического явления в развитии детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1)в связи с развитием познавательных способностей;

2)в связи с развитием речи;

3)развитие собственных  движений рук для осуществления  предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними, приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» [2] .

 Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы является развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования посредством участия в кружковой деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Проанализировав годовой, квартальный, ежемесячный и еженедельный планы работы воспитателей ДОУ мы установить, что программные задания на развитие мелкой моторики, используются в течение года воспитателем не чаще одного, двух раз в неделю. Это не специальные игры и занятия по развитию мелкой моторики, а занятия продуктивной деятельностью, то есть рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, свободная творческая деятельность — собирание из деталей целостных изображений — пазлы, мозаика и др., выполнение индивидуальных игровых заданий воспитателя в рабочих тетрадях, альбомах.

Для обследования уровня развития мелкой моторики и её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Целью выбранных методик: определение способности ребенка копировать сложные образцы; определение уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом; сформирование внимания и контроля за собственными действиями; исследование ориентации в пространстве; определение умения ребенка точно выполнять инструкции взрослого, предлагаемые в устной форме.

При выполнении диагностических заданий обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Выявилось общая моторная неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, скованность и замедленность выполнения движений, замедленность процесса освоения новых движений.

Таким образом, нами выявлено, что у дошкольников не сформированы навыки мелкой моторики: преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики, высокий уровень не диагностирован.

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии мелкой моторики испытуемых и, соответственно, о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы в данном направлении.

Так как моторные навыки формируются и развиваются на протяжении всего дошкольного периода детства, нами была разработана программа  по дополнительному образованию на тему  «Волшебные пальчики», которая способствует развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук, улучшению координации и точности движений руки и глаз, всех тех навыков, которые необходимы ребенку при обучении в школе. Изобразительная деятельность выступает как необходимое средство развития мелкой моторики у дошкольников, что в дальнейшем становится необходимым условием успешного обучения письму. Применяя в работе различные традиционные и нетрадиционные материалы и техники изображения, воспитатель способствует расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире. Использование изобразительной деятельности способствует всестороннему развитию детей, а также благоприятно отражается на развитии речи и мелкой моторики детей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.  По итогам предварительного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Для детей дошкольного возраста  характерна недостаточная сформированность двигательных компонентов навыка графической деятельности, а также низкое развитие произвольной регуляции и контроля  за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе. Это обуславливает необходимость провести с этими детьми работу, направленную на улучшение развития моторики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Оглоблина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 6. — С. 18-21.

2.    Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 576 c.

3.    Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.:Питер, 2009 — 304 с: ил. — (Серия) «Учебник для вузов»

4.    Урунтаева Г.А. Детская практическая психология. Учебник.— Москва: 2015—Academia ,—256 с.

5.    Афонькин С. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи //Дошкольное воспитание. — № 3-4. — 2010. – С. 46.

6.    Кирпичникова Н. Развитие мелкой моторики. //Дошкольное воспитание. — 2015. — № 2. — С. 76-78.

7.    Кисилева  В.   Развитие  тонкой   моторики. // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 65-66.

 

 

×
×