Автор: Загидуллина Диния Файзулловна
Особенности реализации индивидуального
подхода в начальной школе
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет, и не будет двух абсолютно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, — одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо невозможно.
Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к труду.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие и нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребёнку.
Наверно, каждый учитель начальных классов, перед принятием нового набора учащихся, рассматривает и изучает педагогические условия эффективного использования индивидуального подхода в начальной школе. Перед каждой из нас стоит задача – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для всех темпе, на одном содержании, рассчитан на какой-то универсальный уровень мыслительных процессов «среднего» школьника.
На таком «универсальном» уроке может возникнуть ситуация, когда цель урока вообще не будет достигнута, так как не окажется в классе детей «среднего» уровня. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Изучив психолого-педагогические основы и проблемы индивидуального подхода и рассмотрев особенности организации индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников, была спроектирована модель работы по осуществлению индивидуального подхода в педагогическом процессе начальной школы. Модель работы состоит в следующем:
1. Изучение детей, поступающих в 1 класс.
2. Включение личностно-ориентированных технологий в педагогический процесс как основы его организации.
3. Составление характеристик на учеников, отражающих уровень их индивидуального развития.
4. Использование дифференцированного подхода в обучении: ориентация на разноуровневое развитие младших школьников в процессе обучения.
5. Сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
Данная модель служит цели индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Следование этой модели помогает педагогу увидеть индивидуальность своего ученика, сохранить её, обеспечить максимальное развитие ребёнка.
Работа по осуществлению индивидуального подхода должна проводиться планомерно и систематически. Только тогда индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка.
Выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.
Индивидуальный подход обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных школьников. Наконец, он обеспечивает возможность развития всех сил и способностей учащихся. Из этого определения становятся ясными задачи, стоящие перед учителями, по реализации индивидуального подхода в практической деятельности: необходимо разработать план, ещё лучше – систему воздействия на каждого ученика с учётом возрастных индивидуальных особенностей, имея в виду задачи каждого данного периода обучения и общие задачи обучения и воспитания.
В системе изучения, ученик отражает примерный уровень общего умственного развития и степень готовности к учению: особенности внимания и восприятия, речь ученика и его словарный запас, уровень умений чтения, счета, письма, навыки самостоятельности, умение преодолевать посильные трудности, интерес к школе и учению, овладение приёмами поведения школьника, отношение к товарищам и положение в коллективе.
Методы изучения учащихся следующие: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их учебной деятельности (ответов, самостоятельных и контрольных работ, поделок), беседы с родителями, с учащимися.
Установлено, что для учеников с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения характерны следующие особенности при обучении. На первых порах обучения восприятия отличается бедностью, неэмоциональностью, односторонностью. Дети медленно включаются в процесс наблюдения. Самостоятельно наблюдение им недоступно. Однако в процессе обучения восприятие у таких детей заметно улучшается, делается полнее. Для этой группы учеников характерны медлительность, неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы. Если учитель не принимает во внимание особенности этой группы детей, не создаёт им условий для включения в учебную деятельность, дети теряют интерес к учёбе, делаются апатичными, ещё более замкнутыми и робкими.
Вторую условную группу составляют дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Едва учитель начал формулировать вопрос, как они поднимают руку; первыми принимаются выполнять задание, не выслушав его до конца; в работе опускают многие детали, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения. Речь у них торопливая, громкая, эмоциональная, но бедна по словарю. Для прочного закрепления в памяти учебного материала им необходимо многократное подкрепление. Для этой группы детей характерен низкий уровень и медленный темп анализа и синтеза, а обобщение и абстрагирование могут быть недоступными в первый год обучения. Для этих детей необходимы систематические работы над развитием у них звукового анализа слова, запоминания звуков, обучение их чёткому артикулированию слов, слоговому проговариванию и на этой основе точной записи слова. При письме желательно большое число упражнений на точное воспроизведение орфографического состава слова – списывание, письмо по образ- цу, письмо по памяти, только после этого возможен переход к записи слов, где буквенный состав расходится со звуковым.
Самую большую группу составляют дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Их восприятия характеризуются полнотой, разносторонностью, вычленением не только частей, но и признаков действий и состояний объекта. Наблюдая, они проявляют вдумчивость, сосредоточенность, внимание. Эти дети обладают довольно высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования в процессе овладения учебным материалом. Речь этих учащихся ровная, выразительная, неторопливая, в меру громкая, эмоциональная, словарный состав достаточно велик; дети говорят полными предложениями, могут кратко и связно передать отдельные мысли. На таких учащихся в основном и ориентированы методические рекомендации и повседневная деятельность учителя.
Результаты таких обследований станут основой для постановки ближайших педагогических задач, выбора и применения наиболее эффективных форм, приёмов и средств индивидуального подхода к учащимся. Это значит, что изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается план наблюдений:
1. Особенности умственного развития:
— внимания, памяти, мыслительных процессов;
— усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
— речь, начитанность, общий кругозор;
2. Знания ученика и его отношение к учению:
— качество знаний по предметам;
— уровень универсально-учебных действий учащихся: умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе и в отведённое время, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), не мешать работе другого ученика, умение довести работу до конца;
— отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношения к оценке учителем и товарищами;
— прилежание, интерес к учебной работе;
3. Дисциплина и морально-волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Некоторые преподаватели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам ученик помогал учителю. Следовательно, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств. Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре.
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.
Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку. Поэтому мы должны:
· предоставлять детям на уроках большую самостоятельность;
· чётко планировать каждое занятие;
· использовать на уроках занимательные и игровые приёмы;
· вести листки учёта;
· доброжелательное отношение к детям, поощрение за малейший успех.
Важной составной частью учебного процесса являются домашние задания. Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося.
При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости проявляются еще в большей степени, чем в классе. Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях.
Итак, основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит особенность индивидуального подхода в начальных классах.