Автор: Калимуллина Светлана Андреевна
Система работы по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Проектно-исследовательская деятельность формирует универсальные учебные действия разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.
Регулятивные УУД заключаются в определении целей деятельности, составлении плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением полученного результата и исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиске способов выхода из ситуации.
При формировании познавательных УУД у младших школьников проектно-исследовательская деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД – это умение распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.Проектно — исследовательская работа в школе имеет свои особенности, поэтому ставлю цель не столько на достижение серьезных научных результатов, сколько на получение учащимися основных представлений о методике и методах исследования, на обучение их системной, целенаправленной работе над темой, на логичность построения материала и получению аргументированных выводов. Причем делать это я начинаю задолго до изучения самого учебного предмета, через факультативный пропедевтический курс «Я — исследователь». Используя активные и нетрадиционные формы работы, стараюсь развивать у каждого ученика потребность к познавательной деятельности.
Главной организационной формой деятельности учителя и учащихся по-прежнему является урок. Эксперимент, опыт, исследование — эти методы работы и на уроке, и на занятиях курса «Я — исследователь» необыкновенно привлекательны для ребят. Для этого созданы все условия. Имеется необходимое оборудование для проведения исследований с младшими школьниками: кабинет – лаборатория, измерительно-модульная система (измерение влажности, давления, температуры, освещенности), документ-камера, электронный микроскопом, набор химических тел и т.д
Формирование всесторонне развитой личности — одна из задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей ребёнка. Используя эффективные средства включения школьников в процесс познания через игровую, проектную, исследовательскую деятельность создают ситуацию Успеха на уроке.
Сетевому взаимодействию школы с социумом и другими образовательными учреждениями, прежде всего с кафедрой химической технологии при СГТУ им. Ю.А. Гагарина, придаю особое значение, выступая не только в роли координатора действий учащихся, но и в роли партнёра, готовя будущих студентов-химиков и разрабатывая общую стратегию научно-исследовательской деятельности. На протяжении нескольких лет поддерживаем прочные отношения: участвуем в научно-практических конференциях, занимаемся экспериментальной работой с учащимися в научных лабораториях ВУЗа. Примером успешного взаимодействия может служить научно-практическая конференция на тему: «Солнце, воздух и вода», прошедшая в форме дискуссионного клуба, где Александрова Екатерина заняла первое место с проектом «Солнце, воздух и вода — альтернативные источники энергии».
Также ученики нашей школы, приняли участие в фестивале наук, который проходил на базе СГТУ им. Ю.А. Гагарина, где Дуда Виктория представила стендовый доклад на тему «Почва — живое мертвое тело». В текущем учебном году с первоклассниками приняли участие в муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать» с работой «Как добывают соль?» и стали призёрами.
В декабре 2015 года, ученица 1 класса, Гордеева Алиса победила во всероссийском детском конкурсе научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (очный этап), который проходил в г. Москве. Награждены знаком отличия Национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Таким образом, взаимосвязь с ВУЗами, знакомство учащихся с научными методами исследования, погружение в атмосферу творческого поиска помогают младшим школьникам получить навыки ведения дискуссий, формировать предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, умение защищать собственную точку зрения, основанную на полученных в ходе самостоятельных изысканий и знаниях.