8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано»

Автор: Заводчикова Алла Валерьевна

«Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано»

 

Актуальность Вся программа по фортепиано адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами не указано. Это вызывает ряд вопросов, обусловленных актуальностью данной темы.

1.Особенности леворуких людей.

Оценка числа леворуких находится в пределах от 1 % до 30 % всего населения мира. Однако все исследова­тели сходятся на том, что число леворуких по­стоянно увеличивается.

Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый — левша. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Энштейн- все они левши. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Фридерик Шопен и другие. У левшей есть даже свой праздник- 13 августа –Всемирный  День левшей. Большинство людей- правши. Но чуть ли не у четверти населения планеты ведущей рукой является левая. Среди музыкантов — левшей 20 %, а среди художников — еще больше.

 Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

«Рукость» является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их самих, но и иных, психических функций. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. д.

От доминирования одного из полушарий зависят индивидуальные особенности человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает образное мышление, тогда как левое –абстрактное мышление. При доминировании левого полушария преобладает вербально –логический, абстрактно схематический, аналитический принцип восприятия и обработки информации. Логически выстроенная информация воспринимается через слово. И учащийся, поняв, как действует конкретное правило, будет использовать его всегда. При доминировании правого полушария, т.е. при леворукости меняется стратегия восприятия и переработки информации. Преобладают наглядно-образный, конкретно-непосредственный. Другими словами, чтобы понять, им надо «пощупать», «понюхать», «послушать».

 

2. Трудности при обучении леворукого ребенка

Пространственные трудности

Дети часто путают верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов: диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез»– справа от клавишей, а карточка «бемоль» — слева; сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства). Как следствие этого трудно запоминаются стихи, таблица умножения, слова, не связанные по смыслу.

Трудности в накоплении навыков и автоматизмов

Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго! Например, если в пьесе происходит смена фактуры в аккомпанементе, то не ждите от ребёнка-левши, что через пару уроков он не будет застревать в этом месте;

Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой

Эта проблема связана с предыдущей, в том числе и в речевых высказываниях. Здесь не нужно торопить ребёнка, нужно дать время «войти» ему в задачу и выбрать оптимальный вариант ответа.  Также, не следует торопить левшу, когда он играет, не говорить попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном.

Сложности абстрактного мышления

Абстрактное мышление — это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. 

Левша очень редко понимает абстрактные формулировки.
память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.

3.Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

По типу своей мозговой деятельности лево­рукие учащиеся отличаются «замедленностью инициации любого двигательного процесса». Осо­бенно сложны для них ситуации, когда необхо­димо выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное движение и заучивает его наизусть.

В «донотный» период основное внимание учителя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха уча­щегося. Уро­ки музыки целесообразно начинать со слушания мелодичных произведений и многократного прослушивания отдельных наиболее значимых музы­кальных «фигур» – «оборотов». 

 

Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Орга­низованные игровые движения проходят на пред­варительной стадии показа преподавателем прие­ма звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой.

Необхо­димо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способ­ности в дальнейшем невозможно добиться хоро­шего «туше» – легато, при котором следующая нота берется только при «угасании» предыдущей. Праворукие дети неред­ко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких неосознанность движений практически исклю­чается.

На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической ра­боты:

установка преподавателя;

ее осознание, ко­торое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта дается легко;

выполнение движения «удобной» левой рукой;

синхронное движение двух рук;

только затем исполнение правой рукой.

 

4. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей

 

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. По этому предпочтение нужно отдавать пьесам, где штрихи не отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы или частей.

Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей. Особенно в младших классах. Поэтому этюды на мелкую технику следует выбирать такие, где аппликатура не представляет большой трудности.

Исследователями замечено, что детям –левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая учителю, осваивает инструментальную технику ( а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то . Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные.

Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в нем стремление к сочинению музыки, включать в индивидуальный план произведения для самостоятельного изучения. Естественно, трудность их не должна быть выше той, которую ребёнок уже освоил.

Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими легче осваивается. Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.д.

Таким образом, предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации, сюиты.

 

5. Несколько советов педагогам и родителям левшей:

— нельзя торопить левшу — в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойдет насмарку;

— вредно напоминать о прошлой неудаче – накличешь новую;

— перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны, то затем в неизвестности дожидаться результата;

— в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под «праворукий» мир;

— постоянно думать и искать пути к победе;

— спокойная и доброжелательная обстановка (атмосфера урока) призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;

— терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;

— необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;

— очень важна обратная связь с ребёнком — убедитесь, что он вас понял;

— активно используйте помощь родителей в процессе обучения.

Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей  с ними надо быть особо чуткими.

И помните, что детские проблемы леворукости решаемы. Что это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, по мере созревания головного мозга, вы и забудете, что этот ребёнок левша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.     Арчажникова Л. Г. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов IV курса вечер. и заоч. отд-ний музык.-пед. фак. – М.: МГЗПИ, 1982. – 82 с.

2.     Безруких М. «Леворукий ребёнок в школе и дома». — Екатеринбург: У-Фактория, 2003

3.     Безруких М. М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. –Тула: Арктоус,1996.-80 с.

4.     Емельянова Е. Н. «Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться.» – М.: Эксмо, 2010. – 156 с.

5.     Семенович А.В., Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Изд. 4-е. –М.:Генезис, 2009.-250 с.

6.     Николаева Е.И. «Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция». – СПб.: «Детство-пресс», 2005

7.     Майская А. «Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром». – СПб.: Питер 2006

8.     Карнацкая Л. А. По ту сторону правого мира. Особенности самооценки леворуких детей старшего возраста: монография. Владивосток: 2005.

9.     Маляренко Т. Ю. Музыка и мозг ребенка. Руководство. –Тамбов: 1997.

10. Арестова А.Ю. «Музыкальное развитие леворукого ребенка», Москва «Прометей», 2012г.

 

 

 

×
×