Автор: Заводчикова Алла Валерьевна
«Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано»
Актуальность –Вся программа по фортепиано адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами не указано. Это вызывает ряд вопросов, обусловленных актуальностью данной темы.
1.Особенности леворуких людей.
Оценка числа леворуких находится в пределах от 1 % до 30 % всего населения мира. Однако все исследователи сходятся на том, что число леворуких постоянно увеличивается.
Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый — левша. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Энштейн- все они левши. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Фридерик Шопен и другие. У левшей есть даже свой праздник- 13 августа –Всемирный День левшей. Большинство людей- правши. Но чуть ли не у четверти населения планеты ведущей рукой является левая. Среди музыкантов — левшей 20 %, а среди художников — еще больше.
Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
«Рукость» является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.
Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их самих, но и иных, психических функций. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. д.
От доминирования одного из полушарий зависят индивидуальные особенности человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает образное мышление, тогда как левое –абстрактное мышление. При доминировании левого полушария преобладает вербально –логический, абстрактно схематический, аналитический принцип восприятия и обработки информации. Логически выстроенная информация воспринимается через слово. И учащийся, поняв, как действует конкретное правило, будет использовать его всегда. При доминировании правого полушария, т.е. при леворукости меняется стратегия восприятия и переработки информации. Преобладают наглядно-образный, конкретно-непосредственный. Другими словами, чтобы понять, им надо «пощупать», «понюхать», «послушать».
2. Трудности при обучении леворукого ребенка
Пространственные трудности
Дети часто путают верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов: диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез»– справа от клавишей, а карточка «бемоль» — слева; сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства). Как следствие этого трудно запоминаются стихи, таблица умножения, слова, не связанные по смыслу.
Трудности в накоплении навыков и автоматизмов
Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго! Например, если в пьесе происходит смена фактуры в аккомпанементе, то не ждите от ребёнка-левши, что через пару уроков он не будет застревать в этом месте;
Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой
Эта проблема связана с предыдущей, в том числе и в речевых высказываниях. Здесь не нужно торопить ребёнка, нужно дать время «войти» ему в задачу и выбрать оптимальный вариант ответа. Также, не следует торопить левшу, когда он играет, не говорить попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном.
Сложности абстрактного мышления
Абстрактное мышление — это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия.
Левша очень редко понимает абстрактные формулировки.
память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.
3.Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания
По типу своей мозговой деятельности леворукие учащиеся отличаются «замедленностью инициации любого двигательного процесса». Особенно сложны для них ситуации, когда необходимо выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное движение и заучивает его наизусть.
В «донотный» период основное внимание учителя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха учащегося. Уроки музыки целесообразно начинать со слушания мелодичных произведений и многократного прослушивания отдельных наиболее значимых музыкальных «фигур» – «оборотов».
Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Организованные игровые движения проходят на предварительной стадии показа преподавателем приема звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой.
Необходимо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способности в дальнейшем невозможно добиться хорошего «туше» – легато, при котором следующая нота берется только при «угасании» предыдущей. Праворукие дети нередко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких неосознанность движений практически исключается.
На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической работы:
установка преподавателя;
ее осознание, которое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта дается легко;
выполнение движения «удобной» левой рукой;
синхронное движение двух рук;
только затем исполнение правой рукой.
4. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей
При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. По этому предпочтение нужно отдавать пьесам, где штрихи не отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы или частей.
Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей. Особенно в младших классах. Поэтому этюды на мелкую технику следует выбирать такие, где аппликатура не представляет большой трудности.
Исследователями замечено, что детям –левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая учителю, осваивает инструментальную технику ( а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то . Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные.
Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в нем стремление к сочинению музыки, включать в индивидуальный план произведения для самостоятельного изучения. Естественно, трудность их не должна быть выше той, которую ребёнок уже освоил.
Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими легче осваивается. Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.д.
Таким образом, предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации, сюиты.
5. Несколько советов педагогам и родителям левшей:
— нельзя торопить левшу — в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойдет насмарку;
— вредно напоминать о прошлой неудаче – накличешь новую;
— перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны, то затем в неизвестности дожидаться результата;
— в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под «праворукий» мир;
— постоянно думать и искать пути к победе;
— спокойная и доброжелательная обстановка (атмосфера урока) призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;
— терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;
— необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;
— очень важна обратная связь с ребёнком — убедитесь, что он вас понял;
— активно используйте помощь родителей в процессе обучения.
Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей с ними надо быть особо чуткими.
И помните, что детские проблемы леворукости решаемы. Что это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, по мере созревания головного мозга, вы и забудете, что этот ребёнок левша.
Список используемой литературы.
1. Арчажникова Л. Г. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов IV курса вечер. и заоч. отд-ний музык.-пед. фак. – М.: МГЗПИ, 1982. – 82 с.
2. Безруких М. «Леворукий ребёнок в школе и дома». — Екатеринбург: У-Фактория, 2003
3. Безруких М. М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. –Тула: Арктоус,1996.-80 с.
4. Емельянова Е. Н. «Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться.» – М.: Эксмо, 2010. – 156 с.
5. Семенович А.В., Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Изд. 4-е. –М.:Генезис, 2009.-250 с.
6. Николаева Е.И. «Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция». – СПб.: «Детство-пресс», 2005
7. Майская А. «Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром». – СПб.: Питер 2006
8. Карнацкая Л. А. По ту сторону правого мира. Особенности самооценки леворуких детей старшего возраста: монография. Владивосток: 2005.
9. Маляренко Т. Ю. Музыка и мозг ребенка. Руководство. –Тамбов: 1997.
10. Арестова А.Ю. «Музыкальное развитие леворукого ребенка», Москва «Прометей», 2012г.