Автор: Почтарева Наталья Васильевна
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Н.В.Почтарева
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 8 «Сказка» комбинированного вида», г.Волхов
Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Целевые аспекты игровых технологий:
· Дидактические:
расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;
· Воспитательные:
воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;
· Развивающие:
развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;
· Социальные
приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды [6].
Дети с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ являются:
· развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
· формирование социальных навыков и социализации
· обеспечение эмоциональной разрядки
Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.
В работе педагога-психолога игровые технологии применяются с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной психологической помощи.
Используя игровые технологии в работе, мы не меняем ребенка и не переделываем его, не учим каким-то специальным поведенческим навыкам, а даем возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.
Хотелось бы остановиться на некоторых видах игровых технологий, которые используются в различных направлениях коррекционно – развивающей работы.
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [3].
Важным принципом коррекции познавательных процессов является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.
Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие игры и упражнения. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация познавательных процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.
Игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления [7].
Используя игровые технологии с песком можно решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, разминание — все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.
Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитию двух полушарий (так как ребенок действует двумя руками одновременно). В тоже время снимают мышечную напряжённость, стабилизируют эмоциональные состояния: успокаивают импульсивных, излишне активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. В процессе игр совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, активизируется речь, память, мышление, воображение.
В играх с песком существуют определенные правила, выполнение которых способствует формированию навыков произвольного поведения, коммуникации [1,4].
Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в соответствии с коррекционно-развивающими задачами.
Игровая технология «логические блоки Дьенеша» позволяет развивать тактильную чувствительность, зрительное внимание и память, что актуально для детей с нарушением зрения. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, группировать фигуры по заданному признаку: по цвету, по форме, по размеру, по толщине.
Если дети действуют в подгруппе, развиваются не только сенсорные представления и психические процессы, но и произвольная регуляция деятельности, так как, работая в коллективе по инструкции, предложенному плану, дети учатся контролировать свои действия и поведение.
Особое значение имеет использование блоков Дьенеша для детей с нарушениями зрения с целью развития сенсорных эталонов: восприятия цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, целостного восприятия предметов, так как сенсорные представления выступают предпосылкой для становления всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой, а у данной категории детей формирование представлений затруднено.
Играя с блоками Дьенеша, дети зрительно выделяют форму, сопоставляют ее, проверяют результат с помощью наложения и примеривания. В результате образ восприятия формы становится образом представления. Путем зрительного соотнесения и сравнения фигур развивается восприятие величины. Также в процессе игр дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.
Игры, предполагающие наложение на образец, выкладывание рядом, выделение контура, частей, из которых состоит предмет, позволяют формировать целостность восприятия образа предмета, которое у детей с нарушением зрения происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным.
Имея представления о форме, цвете, величине, дети знакомятся с пространственными отношениями предметов и их частей.
Самое главное для детей с нарушениями зрения то, что приёмы, используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активизировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать, фиксировать), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, а в комплексном коррекционном воздействии способствуют улучшению, восстановлению остроты зрения [8].
Ценность этой игровой технологии еще и в том, что ее можно использовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также с детьми, не имеющими отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала [2,5].
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов детской деятельности, оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации.
Развитие социально — коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, произвольной регуляции поведения, преодоление замкнутости, пассивности, скованности, агрессивности происходит через игровой тренинг. Этот вид игровых технологий используется в работе педагога-психолога с различными категориями детей с ОВЗ. Игровые тренинги направлены на развитие коммуникативной компетентности детей:
· развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях
· формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями
· развитие творческих способностей, активности, самостоятельности
· коррекцию нежелательных черт характера и поведения
В том числе посредством игровых тренингов обеспечивается эмоциональная разрядка, происходит снятие мышечного, нервно-психического напряжения, что является важной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Игровая технология «Парашют» позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу (воспитывает выдержку, терпение), формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками (учит согласовывать действия, чувствовать других, воспитывает взаимопомощь), снимает психоэмоциональное напряжение, развивает моторику, координацию, произвольное поведение и целенаправленное внимание, умение слушать инструкцию взрослого, укрепляет мышцы спины и рук и решает многие другие задачи. Игровой парашют различных видов позволяет организовать работу с детьми, как в большой подгруппе, так и в парах [9].
Развитие всех перечисленных компонентов будет актуально в отношении различных категорий детей с ОВЗ.
Таким образом, используя игровые технологии в своей работе, мне удается в непринужденной обстановке, не перегружая детей, а играя с ними, обеспечивать психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.:Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск 1 (блоки Дьенеша): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж, 2007.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
4. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб. – 2013.
5. НикулинаГ.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002. — 128 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
7. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф.Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Ресь», 2003. – 240 с.
Интернет – источники
8. Куликова Е. Н. Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 62-66. https://moluch.ru/archive/127/35340/
9. http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/18894.html