Автор: Хандова Ксения Игоревна
«Плюсы» информационных технологий в образовательном процессе.
Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный носитель обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — он сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого носителя позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету английского языка. На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по английскому языку.
Использование ЭОР позволяет:
• улучшить эффективность и качество образования,
• ориентироваться на современные цели обучения,
• повысить мотивацию учащихся к обучению,
• использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
• учитывать страноведческий аспект,
• сделать занятия запоминающимися и эмоциональными,
• реализовать индивидуальный подход,
• усилить самостоятельность школьников,
• повысить качество наглядности,
• облегчить труд учителя.
Использование ЭОР в педагогической деятельности дает возможность учителю
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,
• экономить время для речевой практики,
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам:
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты,
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, • приобрести навыки работы с компьютером,
• качественно подготовиться к ЕГЭ.
Минусы использования ИКТ и Интернет — ресурсов на уроках английского языка.
Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании ИКТ:
• недостаточная степень оборудования школы,
• недостаточное количество ЭОР,
• не все ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
• некоторые учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
• некоторые ученики имеют доступ в Интернет только в школе,
• некоторые учителя имеют доступ в Интернет только в школе.
Еще одна проблема, так или иначе возникающая при обучении с использованием мультимедиа, это невозможность их постоянного применения. Во-первых, существуют требования к технике безопасности, которые не позволяют пренебрегать здоровьем учащихся. Во-вторых, на уроке осуществляются задачи, которые можно решить только при общении учителя и ученика и учащихся между собой. Никто не отменял данные задачи и от них отказываться нельзя, так как цель обучения — это развить в учащихся коммуникативную компетентность, позволяющую сделать иностранный язык инструментом общения, работы, поиска информации.
Что нужно делать, если на уроке запланировано использование компьютера? Во-первых, нужно провести гимнастику, снимающую напряжение с глаз и мышц спины. Во-вторых, соблюдать правила техники безопасности при работе с такой техникой, а именно, допустимо использование компьютера может более 10 минут на уроке.
Также возникают проблемы концентрации внимания учащихся на изучаемом материале ввиду его большого объема или сложных и запутанных схем представления этого материала. Внимание учащихся начинает рассеиваться, они отвлекаются и польза от работы с мультимедиа ресурсами сводится на нет.
Необходимо отметить один немаловажный недостаток применения мультимедиа в учебном процессе — это большие затраты времени на создание готового продукта. В данном случае не имеет значения на каком уровне владения информационными технологиями находится педагог. Умение создавать мультимедиа продукт требует на любом уровне больших временных затрат.
Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
7. Результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности в ГБОУ школе-интернате №113 городского округа Самара.
В начале 2014 – 2015 учебного года я увидела снижение уровня учебной мотивации в V классах по сравнению с уровнем мотивации в IV классах. Оценка мотивации учения в этих классах проводилась по методике изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние. Анализ полученных результатов показывает, что в среднем снизилось количество учащихся V классов с высоким уровнем развития учебной мотивации. Возросло количество учащихся V классов с низкой учебной мотивацией.
В начале учебного года был также проведен опрос школьников. Учащиеся ответили на следующие вопросы:
— Тебе нравится изучать английский язык?
— Зачем ты учишь английский язык?
— Что тебе нравится в изучении английского языка?
— Что тебе не нравится в изучении английского языка?
Опрос показал, что для трети пятиклассников при изучении английского языка в школе характерен оценочный мотив (чтобы не ставили «2»), Часть пятиклассников указала на социальный мотив (чтобы найти в будущем хорошую работу) и мотив аффилиации (чтобы в туристических поездках общаться с иностранцами, чтобы общаться с иностранцами в социальных сетях). Лишь некоторые учащиеся V классов имеют внутреннюю мотивацию – изучают английский язык, потому что им интересно.
Для создания условий по формированию внутренней мотивации у учащихся V классов в изучении английского языка (формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка) была необходима разработка дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению ИЯ, формированию коммуникативной компетенции. . Решение проблемы сделать изучение ИЯ интересным, научить ребенка учиться помогло использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка. Это стало яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей запоминанию материала. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов помогло решить следующие задачи:
— овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, поиск необходимой информации в сети Интернет;
— выделение нужной информации, ее обобщение;
— формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;
— овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;
— развитие способности к самоанализу и самооценке;
— развитие творческих способностей;
— повышение интереса к изучаемому языку.
Использование ИКТ и Интернет — ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах – и достигать хорошего результата.
Благодаря применению ИКТ общая успеваемость учащихся стабильно достигает 100%, качественная успеваемость постоянно возрастает:
в 2013-2014 учебном году — 56%,
в 2015-2017 учебном году — 61%,
в 2018 -2019 учебном году — 64%,