Автор: керн Ирина Юсуповна
Тема: Инновационная деятельность
педагога дополнительного образования»
Еврейская притча: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но
мир такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой
город. Но город такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил
изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так
Зуси добрался до того единственного, кого он в силе изменить, будучи таким
маленьким — до самого себя…»
Профессиональная деятельность педагога неполноценна,
если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы,
если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения
более высоких результатов образования, если она не способствует развитию
личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что
необходимо постоянно расти в профессиональном плане.
Особое значение в процессе профессионального
самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность –
целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего
собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и
развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов,
получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи
с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его
профессионального развития.
Современный словарь по педагогике так трактует этот
термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую
деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания,
имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационная деятельность педагога зависит от уровня
личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств
педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной
педагогической деятельности:
• личностных (работоспособность, готовность
к творчеству, высокий эмоциональный статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение
новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины
недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать
эффективные способы их решения).
Инновации педагога учреждения могут быть представлены
в виде:
— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере
аналогов и прототипов),
— относительной новизны (внесение некоторых изменений
в имеющуюся практику).
Содержание и формы инновационной деятельности педагога
дополнительного образования:
1. Внедрение, использование новых методов, методик,
средств, технологий в образовательном процессе:
- проектные
технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую
деятельность (работа над творческими проектами); - личностно-ориентированные
технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации.
Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько
субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный
подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне. - исследовательские
и практические работы предполагают в получении учебной информации из
первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами,
книгами, энциклопедиями, периодической печатью; - информационно-коммуникативные
технологии: компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для
иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного
творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным
выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет помогают
участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях; - учение
через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью
педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы); - технология
парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором
один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в
форме диалога; - работа
в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает
всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в
работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. - Интернет-технологии
– компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал
(учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий,
проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
К инновационным формам учебных занятий можно отнести:
- интегрированные
занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной темы
объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного
занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая
взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая
информативная емкость материала, проходит в форме занимательной,
увлекательной игры.); - мастер-классы;
- занятия-соревнования:
конкурсы, турниры, викторины и так далее; - занятия,
основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью,
изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол,
газета и так далее; - занятия-фантазии:
сказка, сюрприз, приключение и другие.
4. Проведение мастер-классов для педагогов.
5. Участие в проектно-исследовательской или
опытно-экспериментальной деятельности.
6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового.
Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры,
использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение
и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли
педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов
и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
— учебные пособия;
— методические разработки;
— Интернет-выставки и экскурсии;
— интерактивные модели;
— мультимедийные продукты;
— художественные и творческие работы;
— участие в конференциях, семинара, матер-классах;
— работа Web-сайтов педагогов.
Педагог,
использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным
уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен
творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации
учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного
развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество
собственной работы.
Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе
дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности
педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим,
более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и
самообразование личности.