Автор: Паскичева Диана Станиславовна
Актуальные проблемы современного фортепианного обучения
Музыка — искусство универсальное, впитывающее в себя элементы поэтической речи, танца, торжественных гимнов, драмы, трагедии, комедии, ораторского красноречия, героических баллад, пасторалей, охотничьих, колыбельных, лирических песен, военных маршей и т.д.
Музыка — это искусство интонации, своеобразное отражение действительности в звучании. Творческая, художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организуемый в высотном, временном, тембровом, динамическом, артикуляционном отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями.
XXI век вызвал к жизни новые музыкально-выразительные средства, обострил у многих музыкантов восприятие действительности. Современный музыкальный язык – качественно новая ступень развития в сфере музыкального мышления и способов его выражения. В современной музыке усилилась внутренняя напряжённость, возросла выразительная сила диссонанса, усложнилась мелодика и ритмоинтонация. Для восприятия современной музыки запас ассоциаций из классического музыкального наследия, традиционной музыкальной стилистики стал явно недостаточен. Слух, воспитанный только на классической мелодике и гармонии, поначалу, решительно противится новой музыке.
Для того чтобы слушателю был понятен язык современного музыкального творчества, надо закрепить его в музыкальном сознании, сделать его естественным и родным для ребенка. В этом контексте в педагогическом образовании прослеживаются пути широкого ладоинтонационного и ритмического воспитания, развития тембрового слуха, формирования у ребенка определенных знаний в области формообразования, современных методов композиции, жанровых и стилевых особенностей.
Согласно исследованиям педагогов и психологов, младший школьный возраст является наиболее благотворным периодом для формирования музыкальной культуры. Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, от степени музыкальности того окружения, в котором он находится в первые годы жизни, но и от планомерной педагогической работы. Музыкальность ребенка наиболее ярко проявляется в деятельностной, словесно-логической и художественно-образной формах.
Особое внимание необходимо уделять подбору репертуара для юного исполнителя. Выбирая репертуар, педагог должен помнить о том, что современная музыка обладает рядом особенностей, представляющих трудность в восприятии.
Знакомя ребёнка с современным языком, c современным музыкальным стилем, мы вовсе не нарушаем тезис «от простого к сложному». И в современной, и в классической музыке есть и простое и сложное и, естественно, овладевая и тем и другим языком, ученик должен пройти этот путь, расширяя последовательно свой музыкальный кругозор.
Понять современную музыку сложно, но возможно и это требует определенных усилий. Поэтому современную музыку не везде встречают с распростёртыми объятиями. Но чем скорее она придёт к нашим ученикам, тем скорее мы воспитаем музыкально-образованных слушателей, людей, не остающихся глухими к новейшим достижениям всего современного искусства.
Несмотря на огромное многообразие детской музыки, каждый педагог имеет свой постоянный набор «обязательных» пьес на разные виды техники. Художественная и педагогическая ценность этих произведений доказывает их востребованность на протяжении многих десятилетий и даже столетий.