Автор: Калина Марина Васильевна
«Как сделать урок немецкого языка интересным для школьников»
Калина М.В.,учитель немецкого языка
Язык — важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается мысль, познаётся удивительный словесный мир. На уроке немецкого языка необходимо научить школьников вести беседу, умело использовать формулы речевого этикета, развить умения иноязычного общения, логического мышления. Важно побудить ребёнка к общению, вызвать живой интерес к проблеме, желание обменяться информацией, представить своё видение вопроса, стать равноправным участником процесса обучения, включить каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать творческую инициативу. Однако существующие требования к результатам изменяют содержание обучения, неотъемлемым условием достижения высокого качества образования становится его метапредметность. Современный учитель должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, задания, нацеленные на применение обобщенных способов деятельности и создание школьниками собственных продуктов в освоении знаний. Именно поэтому я стараюсь организовать образовательное пространство своих уроков так, чтобы способы деятельности, применялись как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, на других учебных предметах.
На уроках немецкого языка я создаю условия для формирования метапредметных умений школьников. Дети учатся определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, а также оценивать достигнутые результаты. С этой целью использую приём «Неоконченные предложения». Обучающимся предлагается закончить фразы:
· Раньше я не знал, что….
· Для меня важно, что….
· По моему мнению, это интересно, так как …
Использование этого приёма помогает создать условия для сближения учебно-познавательной и практической деятельности школьников, устанавливать взаимосвязи учебных предметов, формировать «надпредметные» знания. Интерес вызывают интерактивные методы обучения: аукцион идей, метод ассоциаций, мозговой штурм.
Для решения коммуникативных задач расширяю страноведческие знания учащихся, основанные на сравнении родной культуры и культуры стран изучаемого языка, увеличиваю их объем за счет новой тематики и проблематики речевого общения. С этой целью практикую такой вид работы, как самостоятельный поиск информации учащимися. Я считаю, что именно школа призвана формировать компетенции, проявляющиеся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это те компетенции, которые будут им нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; инициатива, любознательность, творчество.
Сама жизнь требует использования новых педагогических технологий, позволяющих организовать инновационное поведение человека, которое позволяет эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики. Поэтому для меня ориентиром является использование таких педагогических технологий, как проектная, исследовательская деятельность ученика. Они не только развивают коммуникативные способности школьников, но и учат сотрудничеству, взаимопомощи, способствуют всестороннему развитию. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на немецком языке. Это ещё и эффективное средство развития самостоятельного мышления. Важнее всего, что ребята не просто рассуждают на предложенные темы, они отстаивают свою точку зрения и толерантно воспринимают мнения других. Считаю, что важно развивать навыки самостоятельности, самоконтроля, желание «выйти» за пределы учебника. Необходимо формировать метапредметные умения школьников, обучая их:
• планировать свою работу, заранее прогнозируя результат;
• привлекать к работе различные источники информации: разного рода словари, журналы, справочную литературу, буклеты, интернет;
• самостоятельно отбирать и накапливать материал;
• анализировать, сопоставлять;
• распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом;
• оформлять работу;
• представлять результат своей работы, оценивать себя и других.
Данный вид работы опирается на опыт ребёнка, преодоление затруднений.
Например, при изучении темы «Немецкие школы. Какие они?» ребята с удовольствием разрабатывают проект «Школа моей мечты». Они составляют анкеты, чтобы опросить детей о каких школах они мечтают, рисуют, обсуждают, вносят свои предложения, принимают решения. Пятиклассники создают проект «Старинный немецкий город». Дети строят макеты зданий, улицы и располагают там жителей, животных, транспорт и даже цветы. Никто не остаётся в стороне, ребята составляют рассказ, готовят диалоги, сопереживают друг другу. Защита совместной работы приносит радость каждому участнику в отдельности и всей группе в целом. Ученики 7 класса, работая над темой «Лицо города — визитка страны», создают творческий проект «Мой город на карте мира». Целью этой работы становится не только умение рассказать о своём родном городе, но и осознание сопричастности с национальной культурой, историей, своего места в ней. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
При организации образовательной деятельности важно развивать познавательные возможности детей посредством применения приёмов научного поиска. Так, например, предлагаю ребятам задание исследовательского характера при работе с дополнительной литературой: рассмотреть разные точки зрения и представить аргументы «за» и «против», при изучении нового материала стараюсь создать ситуацию, которая предполагает дальнейшее исследование, домашнее задание исследовательского типа (интервью, соцопрос, составление экологической карты.)
На своих уроках создаю условия для формирования следующих умений:
• сопоставлять явления и факты;
• выделять главное;
• составлять из отдельных элементов целую картину;
• формулировать общую проблему;
• делать выводы.
Подбор заданий и упражнений зависит от уровня подготовки учащихся и степени сформированности их умений. На основе текста предлагаю ребятам ситуацию, ролевую игру, построение диалога, обмен мнениями, дискуссию, проект. Важным считаю научить школьников организовывать свою деятельность:
• определять ее цели и задачи,
• выбирать средства реализации цели,
• применять их на практике,
• взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
• оценивать достигнутые результаты.
Большое внимание уделяю формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:
- обобщенные способы решения учебных задач,
- исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
- умение работать с разными источниками информации.
Важной задачей учителя немецкого языка является создание благоприятных условий для имитации иноязычной языковой среды, для создания реальных и воображаемых ситуаций общения, которые побуждали бы к решению конкретных коммуникативных задач. Для этого успешно применяю групповую форму работы. Кроме того, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, когда школьники могут принимать решения не только в рамках урока немецкого языка, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.