Автор: Абдульманова Гульнур Шарифовна
Профессионально-значимые качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа
Представление о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию, эмпатия т. е. способность постигать эмоциональное состояние КАЖДОГО ребёнка, педагогический такт. Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:
1. Быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость;
2. Уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным;
3. Быть добрым, но без слабости (не добреньким);
4. Быть строгим, но без придирчивости;
5. Владеть чувством причастности, но не подменять обязанности воспитанника;
6. Уметь прогнозировать эмоциональный отклик у воспитанников.
Воспитатель должен ЗНАТЬ класс, уровень его знаний, его сильные и слабые стороны, его настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен видеть индивидуальность, в зависимости от этого и подход к нему. Воспитатель обязан пользоваться их доверием и уважением, избегать в своей работе игнорирования индивидуальностей воспитанников.
Наша задача состоит не только в том, чтобы готовить ребёнка к серьёзному, настойчивому, усидчивому труду, но и в том, чтобы утвердить в КАЖДОМ чувство собственного достоинства, научиться уважать себя, открыть доверие к себе и веру в себя и, главное, научить чуткости, сопереживанию к другим. Другими словами – чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека. И если этого нет в нас самих, то это не сможет родиться и в наших воспитанниках.
Мы для них ТРИЕДИНЫ: и мама, и папа, и учитель не только в учёбе, но и по жизни. В нашей работе учебно-воспитательный процесс – это многогранная духовная жизнь всего коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством ниточек, которые мы не можем себе позволить порвать. Главная причина недопустимых отношений между воспитателем и воспитанником – это взаимное недоверие и подозрительность, не переживание детских радостей и горестей, не стремление мысленно ставить себя на место ребёнка.
Исходя из опыта работы у каждого воспитателя свои формы и методы работы с воспитанниками. Я работаю воспитателем 10 в класса. За 15 лет работы в лицее у меня тоже сложилась своя методика работы.
В работе с классным коллективом использую различные формы работы: беседы (индивидуальные, групповые, со всем классом), анкетирование, устные журналы, брейн- ринги, квесты конкурсы, викторины, экскурсии, проекты, использование проблемных ситуаций, моделирование ситуаций.
1. Для овладения школьниками культурой общения в классе провожу беседы: «Этикет общения», « Этикет поведения», « Ты и твои друзья», «Все мы разные», «Можно и нельзя в жизни», «Дружба важнее всего», «Человеческие ценности».
2. Использование проблемных ситуаций, когда воспитаннику предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы.
3.Моделирование ситуаций- воспитанники включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности;
4. Выпуск стенгазет
5. Спектакли,
6.Экскурсии
Я позволю себе остановиться, буквально на чуть-чуть, на «должном» выполнении домашних заданий. В процессе приготовления домашних заданий мы, воспитатели таких учреждений, выполняем ещё и функцию учителя, а значит мы должны владеть методикой обучения: уметь просто и образно, иллюстративно рассказывать, объяснять, делиться своим опытом, уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения ребятами заданий, будить в них самостоятельность.
Заметными событиями в жизни класса являются воспитательные мероприятия. Они проходят не спонтанно, без тщательной подготовки. Их проведение носит системный характер. В 7 классе-« Посвящение в лицеисты», в 8 классе — « День Республики», в 9 классе- мероприятие ко Дню Победы, в 10 классе- «Новый год», в 11 классе- 1Сентября, День Учителя, Последний звонок.
Под моим руководством, воспитанники класса разработали и работают по программе самоуправления. На заседаниях Совета самоуправления, которые проходят каждую пятницу, обсуждаются все вопросы лицейской жизни, подготовка к мероприятиям, итоги их проведения.
Деятельность самоуправления делится на такие направления:
1.Сектор -наука (познавательная деятельность)
2.Сектор -Спорт (спортивно – оздоровительная деятельность)
3.Сектор -Культура и досуг (художественно – эстетическая деятельность)
4.Сектор -Пресс –центр (информационная деятельность)
Силами самоуправления полностью обеспечиваются такие направления работы лицея, как организация и проведение лицейских мероприятий, организация акций и участие в различных конкурсах, кураторство над седьмыми классами. Подготовка сценария, помещений, аппаратуры – это далеко неполный перечень всего того, что делают члены самоуправления перед каждым мероприятием.
Хочется отметить, что мероприятия лицея, которые мы организуем и проводим, носят не только развлекательный характер. Чаще они направлены на воспитание патриотизма, толерантности, профилактику наркомании, экстремизма, терроризма. Советом самоуправления за полгода были проведены брейн — ринг «Наша безопасность», « Веселые старты», «Новый год», конкурс стенгазет «Чрезвычайные ситуации» , «Мы против экстремизма», « День пожилых», «День Учителя».
Одной из направлений работы самоуправления является кураторство над седьмыми классами. Кураторство над семиклассниками позволяет укрепить лицейское братство, воспитывает у детей чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к окружающим, что способствует формированию чувства патриотизма, культуры межличностных отношений. Кураторы работают в качестве помощника воспитателя: проводят вечерние линейки перед отбоем, составляют рейтинг по чистоте комнат, по выходу на зарядку ,чаепития с беседами , дни именинников, сопровождают в магазин, пикники, кино, батутный центр , проводят конкурс на звание « Самый лучший класс», проведение рейтинга «Лучший ученик года» в трех номинациях – самый умный, самый активный, самый спортивный.
Каждый ребенок в классе со своим непростым характером. К каждому приходится подбирать «ключик». Ни один классный коллектив не обходится без конфликтов. И одной из функций воспитателя класса является разрешение конфликтов «ученик – ученик», «ученик – педагог». В своей работе использую разные способы разрешения конфликтов. Чаще всего пытаюсь воздействовать на конфликтующих с помощью убеждения, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам. А в конфликте «педагог – ученик» пытаюсь встать на сторону ребенка, понять его интересы, тревогу.
Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда воспитанник занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию. Мы, воспитатели, постоянно совершенствуем свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики.
Можно очень много говорить о разных инновационных технологиях и т. д. и т.п., но есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем. И одно из них – это умение проникнуть в духовный мир ребёнка, не забывать, что он – это живой, неповторимый мир, который стоит на пороге в другой мир – мир познания, мир творчества и мир ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношений. И только от нас с вами, в силу опять-таки специфики нашей работы, зависит – в какой мир он выйдет, потому что мы, пока с ним, мы – это ЕГО глаза на наш мир.