Автор: Пономарева Ирина Петровна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Заяц и белка зимой. Пересказ»
Цели:
Коррекционно-образовательная:
— Уточнить знания о том, как зимуют заяц и белка.
— Формировать навыки диалогической речи.
— учить детей отгадывать загадки и пересказывать рассказ с опорой на карточки — мнемодорожки.
Коррекционно-развивающие:
— Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
— систематизировать знания детей о поведении животных в зимний период;
— активизировать словарь по теме «Зима. Дикие животные»;
— закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей литературно-художественный вкус
Предварительная работа:
-рассматривание картин и слайдов с изображением животных зимой;
-загадывание загадок о диких животных с помощью мнемодорожек.
— Чтение рассказов и сказок о жизни диких животных зимой.
— Проведение дидактических игр: « Придумай загадку», « Кто меняет на зиму свою шубку»,
« Сложи картинку»
Оборудование
предметные картинки,маски заяца, белки, иллюстрации (слайды), сюжетные картинки к рассказу.
Ход занятия:
Кинезиология «Ухо — нос»
1.Организационный момент. с мячом
— Садится на место тот, кто назовет детенышей диких животных во множественном числе.
у волка -..волчата..
у лисы-…
у медведя….
у зайца-…
у оленя -…
у белки -…
слайд 1. Старичок-лесовичок приглашает нас в зимний лес, и он приготовил для нас загадки.
слайд 2. . (мнемодорожки) Давайте попробуем ее отгадать?
|
|
|
|
Зимой белый, Летом серый.
прыгает ловко, любит морковку
(Заяц.)
Воспитатель : Молодцы, отгадали. А вот еще одна загадка.
Слайд 3
|
|
|
|
|
Имеет гнездо на дереве, а не птица,
Прыгает и летает по сучьям, в лесу резвится.
Но не мышь и не птица.
(Белка.)
Воспитатель: Здорово, молодцы. А сейчас, давайте поиграем с зайцем и белочкой.
— встали в круг. — надели маски.
4.Игра- диалог. «Здравствуй! Как живешь ?».
Разучить диалог зайца и белки с воспитателем, повторить друг с другом, меняясь ролями.
— Здравствуй, зайчик! -Здравствуй, белка!
Как живешь? Как живешь?
Как ты зиму проведешь? Как ты зиму проведешь?
— Буду я зимой скакать, -Я орешки припасла
У осин кору глодать. Возле теплого дупла
— Я по веткам поскачу,
Шишку с елочки схвачу.
Т. Бардышева
5.Упражнение «Посмотри и ответь». слайд
— Сколько зайчат на картинке?
— Где они спрятались?
— Почему трудно увидеть зайчат? (Потому что они белые как снег.) ‘
— Сколько бельчат на картинке? Скажи, что они делают?
— Почему их трудно увидеть? (Они серые, как кора дерева.)
.Пальчиковая гимнастика
• «Зайчик» — покажи пальчиками ушки зайчика, пошевели ими.
• «Белочка» — покажи белочку пальчиками.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Превращения»
6. Физкультминутка.
Я иду, иду, иду, за собой ребят веду, А как только повернусь, В зайца сразу превращусь. |
Дети идут за воспитателем. Все поворачиваются вокруг себя. |
Я скачу, скачу, скачу, за собой зайчат веду, А как только повернусь, В белку сразу превращусь. |
Дети скачут, как зайцы. Все поворачиваются вокруг себя. |
Я орешки все грызу, за собой бельчат веду, А как только повернусь, В волка сразу превращусь. |
Дети имитируют это действие. Все поворачиваются вокруг себя. |
Я иду, иду, иду за собой волчат веду. Буду громко завывать И зайчат в лесу пугать: «у-у-у.у». Зайцы очень испугались, По кустам все разбежались. |
Все идут по кругу, высоко поднимая колени, подражая повадкам волка. Дети садятся на свои места. |
7.Рассказ «Заяц и белка» (по С. Забрамной).
Прочитать детям рассказ, (по ходу рассказа показываю карточки)
Познакомились как-то летом заяц и белка. Познакомились и подружились.(карточка)
Прошло лето, настала зима. (карточка).
Белка сделала себе гнездо в дупле на высоком дереве. (карточка) .
А заяц устроился около дерева под валежником (сваленные в кучу сухие ветки и сучья).(карточка)
Выглянула белочка из дупла — видит, под деревом белый незнакомый заяц сидит.(карточка). Не стала она с ним играть, в дупло спряталась.
Заяц тоже не узнает белку: его подружка была рыженькая, а из дупла какая-то серенькая белка выглядывает. (карточка)
И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова настало лето.(карточка)
Задать вопросы и предложить пересказать его.
— Почему зимой заяц и белка не узнали друг друга?
— Как зайцы и белки меняют свои шубки?
8. Воспитатель:.- Возьмите понравившиеся карточки и встаньте по порядку.
— Давайте проверим правильно ли вы встали.
— Составте предложения по своей картинке.
9. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
10 .Перессказ рассказа с опорой на мнемодорожку
|
|
|
|
|
|
|
11.Релаксация
12. Итог занятия.