8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Технология развития критического мышления в начальных классах

Автор: Братухина Марина Викторовна

Технология развития критического мышления в начальных классах

как средство активизации познавательной деятельности учащихся

 

Слово критическое происходит от двух греческих слов: «кritike» — искусство судить и «kriterion» — средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

В  литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:

критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует  свои  идеи, оценки, убеждения независимо от остальных.  Никто не может  думать критически за нас. Мы  делаем это  исключительно для  самих  себя. Мышление  может быть критическим только тогда, когда  оно носит индивидуальный  характер.  Ученики  должны  уметь достаточно свободно думать собственной головой и самостоятельно  решать  даже самые сложные  вопросы.

Критическое  мышление  начинается с постановки  вопроса и  уяснения  проблем, которые нужно решить.

Критическое мышление есть мышление социальное.  Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею  делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем  свою собственную  позиции. 

Использование педагогической  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации учеников.

Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.

Цель: развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Какие приемы возможно использовать в начальной школе?

Приемы: корзина идей, мозговой штурм, кластер, перепутанные логические цепи, чтение с остановками, инсерт, шесть шляп мышления, синквейн.

Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся:

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

-составление «корзины идей».

 «Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.

«Мозговой штурм». В результате обучения методу мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.

«Учебный мозговой штурм» является уникальной формой получения знаний.

«Древо предсказаний». Приём «дерево предсказаний» был разработан американским учёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот приём впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо.

«Предположение по ключевым словам».

-Графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

-Верные и неверные утверждения «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.

-Перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся:

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы:

-«инсерт» -маркировка с использованием значков «v», «+», «-«, «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

 -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;

-заполнение таблиц  (знаю, хочу узнать, узнал)таблица «знаю – хочу знать – узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

формулирование вопросов по тексту ;

чтение с остановками. «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап —  заключительная беседа.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вернуть учащихся к первоначальным записям — предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы (Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета –  вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть);

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (синквейны (Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам)

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы), эссе, хокку, диаманта);

-«шесть шляп» — рассматривание  темы, ключевых понятий с разных сторон

           Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности позволяет реализовать цель повышения качества образования, поскольку позволяют создавать условия для формирования различных компетенций учащихся, во время работы используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая на уроках с текстом таким образом, дети приобретают способность выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

×
×