8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор: Орехова Елена Анатольевна

 

“Learn by doing”- изучение через деятельность — так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.

 

Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что данный метод обучения решает проблему активизации деятельности каждого учащегося, создает ситуацию для их творческой активности в процессе обучения.

 

Английский язык как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал.

 

Учебная проектная деятельность на уроке английского языка помогает создать ситуацию успеха ученикам с разным уровнем подготовки. Одновременно учитель совершенствует свой методический опыт, получает отличную возможность формирования уровней коммуникативной компетенции учащихся в нетрадиционной, творческой форме, что способствует повышению учебной мотивации и расширению знаний учащихся.

 

Проведение проектной работы в рамках урока английского языка или во внеурочной деятельности в целом можно объединить в три основных этапа:

 

I. Постановка проблемы  — определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, телевизионные познавательные программы, сайты Интернета, опрос и т.д.

 

II. Обработка информации — определяется критерий оценки данной информации для анализа и выделения наиболее существенных элементов, способствующих решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.

 

III. Информация на выходе результат деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта.

 

С помощью учебного проекта можно решать задачи предметного обучения, закреплять изученное путем практического применения теоретических знаний, выравнивать степень подготовленности класса по пройденной теме, изучать новое содержание, формировать предметные умения и навыки. Таким образом, проектные уроки можно подвергнуть еще одной классификации в зависимости от предметного содержания, на котором они строятся:

 

обобщающие – обеспечивающие ученикам условия для применения теоретических знаний в целях понимания их практической пользы. На таких уроках используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются;

 

предваряющиепозволяют обеспечить введение новой темы. Информация и знания, усвоенные учащимися во время такой работы, дают возможность представить сферу применения знаний, которые будут получены в предстоящем тематическом блоке программы. Одновременно решается проблема положительной мотивации предстоящего изучения темы.

 

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

 

1.                          Исследовательские:  хорошо  структурированы,  полностью подчинены логике и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. Итогом исследовательской работы является обсуждение и оформление полученных результатов.

 

2.                          Творческие:  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.  Каждый в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в виде газеты, сочинения, в видеофильме и т.д.

 

3.                          Игровые: структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

 

4.                          Информационные: изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; часто интегрируется в исследовательские проекты и становится их органичной частью.

 

5.                          Монопроекты: проводятся в рамках одного учебного предмета. Выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), формы презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

 

6.                          Межпредметные: выполняются во внеурочное время. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

 

7.                          Практико-ориентированные: отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Результатом проведения таких проектов может стать организация выставки, составление словаря обиходной школьной лексики и т.д..

 

В реальной практике чаще имею дело со смешанными типами проектов в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.

 

В современной методической литературе учебные проекты классифицируют по срокам исполнения на краткосрочные (2-6 часов), среднесрочные (12-15 часов) и долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обобщения.

 

Далее приведу несколько проектов, которые мы выполняем с учащимися 2-11 классов на уроках английского языка.

 

Проект «Увлечения», 5 класс

 

Тип проекта: групповой, информационно-исследовательский, обобщающий, долгосрочный.

 

Планируемый результат: создание группами учащихся презентаций об увлечениях их одноклассников, родителей, учителей. Рейтинг наиболее популярных увлечений.

 

Цели: закрепить лексико-грамматический материал по теме «Увлечения».

 

Задачи: используя материал опроса сверстников и взрослых представить материал в виде презентаций добавив собственный анализ.

 

Предметно-содержательная область: иностранный язык.

 

Длительность: неделя.

 

Проект «Столицы мира»,7 класс

 

Тип проекта: групповой, межпредметный, обобщающий, долгосрочный.

 

Планируемый результат: создание группами учащихся буклета сравнительно-сопоставительной характеристики основных столиц мира.

 

Цели: расширение и систематизация ранее изученного страноведческого материала.

 

Задачи: используя материал энциклопедий, сайтов Интернета представить материал в виде буклетов, содержащих страноведческую информацию.

 

Предметно-содержательная область: иностранный язык, география, история.

 

Длительность: 2 недели.

 

Проект «Звери в бизнесе», 10 класс

 

Тип проекта: индивидуальный, межпредметный, практико-ориентированный, долгосрочный.

 

Планируемый результат: создание бизнес словаря с заметками из периодической прессы.

 

     Цели: интеграция знаний по различным предметам школьной программы,  повышение мотивации к предмету

 

Задачи: используя материал словарей проследить сферы и особенности употребления экономических терминов  в названиях которых встречаются названия животных, проследить их диахронические особенности представив материал в виде современного бизнес словаря.

 

Предметно-содержательная область: иностранный язык, экономика.

 

Длительность: месяц.

 

Проектная деятельность дает реальную возможность совершенствовать коммуникативную, лингвострановедческую компетенции учащихся, стирает барьер между обучением теоретическим основам языка (лексика, грамматика) и практическим применением полученных знаний. Повышается мотивация учащихся, так как виды учебной работы в рамках проектной деятельности становятся более динамичными, открывается свобода творчества. Применение ранее освоенных языковых знаний сопряжено с использованием знаний из других предметных областей. Происходит смещение акцента с результата на сам процесс. Учащимся приходится не только перелистывать справочники и словари, но и активно использовать современные информационные технологии (Интернет, сканер, компьютер, цифровой фотоаппарат и т.д.), что более близко современным подросткам. В свою очередь, это заставляет учителя подтягивать собственные знания в данной сфере и соответствовать предъявляемому уровню (ситуация, при которой ученик превзошел своего учителя, здесь не вполне уместна).

 

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

 

·                    достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

 

·                    имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

 

·                    понимают необходимость междисциплинарных связей.

 

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

 

·                    повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

 

·                    наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

 

·                    простор для творческой и созидательной деятельности.

 

Таким образом, создание позитивной образовательной и профессиональной среды при здравом отношении к использованию проектного метода видится вполне решаемой проблемой.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

 

2.      Зарипова Л.Е., Березникова Е.С. «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» (журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2010 г.)

 

3.      Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

 

4.      “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.

 

5.      Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. — Иркутск, 2003.-432с.

 

6.      Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24

7.    Phillips D., Burwood S. Project with Your Learners (Primary Resource Books). — Oxford: Oxford University Press, 1999.-365p.

 

×
×