8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Фармацевтическая помощь как новая форма обслуживания населения

Автор: Туркин Дмитрий Васильевич

Фармацевтическая помощь как новая форма обслуживания населения

                                                               Преподаватель ОГАПОУ «СМК»

                                                                                                    Туркин Д.В.

 

Аптекарское дело началось в России в 1620 г. с утверждения аптекарского приказа и аптекарской палаты. До 1710 г. кроме военно-полевых аптек  существовала только одна придворная или «верхняя» аптека в Москве. Указом от 22 ноября 1701 г. Петр I разрешил открыть первые 8 «вольных» аптек в столице. В настоящее время значительно увеличилось число аптечных учреждений, а также ассортимент продаваемых товаров существенно расширился. Появились нетрадиционные группы товаров, продаваемых в аптеке,  а также стала более разнообразной традиционная для аптек товарная группа – медикаменты.

Ассортимент лекарственных препаратов возрос почти в 3 раза, причем во многом за счет введения в ассортиментный перечень препаратов-синонимов различных фирм-производителей. Всё это привело к тому, что предложение в настоящее время опережает спрос. Аптекам теперь приходится прилагать значительные усилия по привлечению клиентов, чтобы поддерживать конкурентоспособность и достигать максимальной прибыли.

 В связи с этим особую  значимость приобретает роль фармацевтического работника в обеспечении предоставления всей необходимой информации и советов пациентам в целях содействия безопасному и эффективному применению лекарственного средства.

Изначально функции провизора  были заключены в приготовлении  лекарств в аптеках или в осуществлении  их закупа с последующим отпуском населению и лечебно-профилактическим учреждениям. Но современному провизору  чаще приходится выступать не в роли аптечного технолога, а в качестве консультанта по выбору лекарственного средства, его наиболее приемлемой лекарственной формы, времени и режима его приема с целью достижения максимально эффективной и безопасной фармакотерапии. Фармацевтические работники теперь являются консультантами на трех уровнях: для больных, врачей и общественности (просвещение населения по вопросам здравоохранения). Но нормативно-правовая база практически не регламентирует таковую деятельность провизора, придавая большее значение изготовлению и контролю качества лекарственных средств.

Таким образом, в настоящее время  очень актуальна проблема совершенствования  фармацевтической помощи, — как нормативно-правовой базы, так и практики ее применения.

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря.

Много внимания роли фармацевта, этическим и деонтологическим аспектам фармацевтической деятельности уделяет Всемирная организация здравоохранения. Под ее эгидой был проведен ряд совещаний, где подчеркнута важная роль фармацевта в системе здравоохранения как специалиста и помощника врача по содействию рациональному назначению и использованию лекарственных средств. Первое Европейское региональное совещание, посвященное роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, состоялось в Мадриде в 1988 г. Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов» прошло в Нью-Дели, тоже в 1988 г. Второе (глобальное) совещание «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества» — в 1993 г. Третье совещание в Ванкувере было посвящено подготовке будущих фармацевтов и разработке учебных программ. Сформулированы современные требования к фармацевту, которые получили название «фармацевт 7 звездочек», а именно:

­         фармацевт — работник системы здравоохранения;

­         он способен принимать ответственные решения;

­         он — специалист по коммуникациям, т.к. является посредником между врачом и пациентом;

­         готов к лидерству в интересах общества;

­         руководитель, способный управлять ресурсами;

­         готов учиться всю жизнь;

­         учитель, участвует в подготовке будущих поколений фармацевтов.

Фармацевт сегодня — не просто продавец, он носитель знаний. Назначая препарат, врач должен исходить из представлений не только о болезни, но и о фармакокинетике, биохимии, трансформации, синергизме, антагонизме лекарственного препарата. В этом ему достаточно сложно ориентироваться. Поэтому во многих развитых странах основная ответственность обеспечения безопасности лекарственных средств возлагается на клинического фармацевта. Именно он является звеном между врачом и пациентом, давая объективную достоверную информацию о препарате, обеспечивая, таким образом, безопасность пациента и рациональную фармакотерапию.

Одна из особенностей работы провизора — это преодоление различных психологических барьеров, возникающих при общении с посетителями аптеки. Часто главными считаются такие качества, как навык общения с посетителем, защита от агрессии клиентов и стрессов.

Профессионалу-фармацевту присущи высокие моральные качества: уважение ко всем пациентам, открытость и честность действий, приоритет интересов пациента, умение сочувствовать и сопереживать. Он четко выполняет требования фармацевтической деонтологии в отношении пациента, врача, коллег, реализация же высокой миссии провизора — сохранение и укрепление здоровья человека, достигается при выполнении им обязанностей и функций:

­         обладать высоким профессионализмом (знать фармацевтический рынок, оказывать надлежащую фармацевтическую опеку, содействовать рациональному назначению и использованию лекарственных средств);

­         участвовать в борьбе с продвижением и распространением фальсифицированных, субстандартных и незарегистрированных лекарственных средств;

­         сохранять конфиденциальность информации;

­         оказывать первую доврачебную помощь;

­         поддерживать надлежащий внешний вид.

 

×
×