Автор: Красноперова Ольга
Урок русского языка во 2 — г классе.
Тема: Учимся писать без ошибок.
Цель:
— продолжить формирование у учащихся умения решать орфографические задачи;
— развивать орфографическую зоркость у учащихся;
— воспитывать чувство ответственности за собственный труд.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь – задачник, презентация к уроку, ручка, простой карандаш, карточка – алгоритм.
Ход урока.
I. Оргмомент. (слайд № 1)
II. Формирование проблемы. (слайд № 2)
— Ребята, однажды мне пришлось проверить работу ученика. Прочитав её, я поняла, что у ученика серьёзная проблема.
— Прочитайте, что написал ученик и попытайтесь озвучить эту проблему.
За нами подарошке бижал барсик. он ужасно спишил . Какой он смишной!
— Назовите проблемы ученика.
III. Сообщение темы и цели урока. (слайд № 3)
— Ребята. Попытайтесь определить тему нашего урока.
— Чем мы должны заняться сегодня на уроке?
— Тема нашего урока «Учимся писать без ошибок».
IV. Работа по теме урока.
1. Выдвижение гипотезы. (слайд № 4)
Я предлагаю вам гипотезу: предположим, что умение решить орфографическую задачу в корне слова помогает уменьшить количество ошибок при письме, а также писать без ошибок.
— Наша задача – проверить: истинна она или ложна.
— Почему возникает необходимость решения орфографической задачи в словах?
— А если вы будете писать без ошибок, каким будет ваш результат?
2. Составление памятки «Как решить орфографическую задачу!». (слайд № 5)
Для того чтобы успешно решить орфографическую задачу, попробуйте составить памятку «Как решить орфографическую задачу в корне слова», вставив пропущенные слова.
Памятка «Как решить орфографическую задачу!»
1. Определи, есть ли в слове _________________
2. Определи, какая это ____________________
3. Определи, можно ли её ____________________
4. Письменно (или устно) объясни ________________
Слова для справок: доказать, «опасное» место, выбор буквы, орфограмма.
— Зачитайте, что у вас получилось?
3. Актуализация знаний учащихся.
— Какие «главные» орфограммы корня, связанные с гласными и согласными звуками, вы знаете?
— Как звучат орфографические правила?
— Почему в слове возникает опасное место?
4. Решение орфографических задач в корнях слов.
— Откройте тетрадь-задачник на с. 46, упр. 424.
— Что такое антоним?
— Записываем слова, выделяя орфограммы.
Частые – редкие вредная – полезная
Здоровый – больной широкая – узкая
Трудное – лёгкое горькое — сладкое
— В какой части слова встретились «опасные» места?
— Какие орфограммы встретились в словах?
5. Запись слов по транскрипции. (слайд № 6)
— Майкл получил задание записать слова, но он не смог это сделать.
— Как вы думаете, почему это произошло?
[ЗУП], [ХАД,ИЛ,И], [Г,ИПК,ИЙ,], [ВАД,ИЦА].
— Взаимоконтроль.
— Почему вам удалось записать слова грамотно?
— Как вы доказали?
Физминутка. (слайды № 7 – 8)
— Какой предмет помог отдохнуть? А есть опасные места в слове?
6. Списывание текста с исправлением ошибок. (слайд № 9, вернуться по гиперссылке на слайд № 2)
— Ребята, а только ли главные орфограммы могут встретиться в словах?
— Назовите другие изученные нами орфограммы.
Запишем текст, с которого мы начинали наш урок.
Запишите текст грамотно, выделяя то место, где на ваш взгляд допущена ошибка.
За нами по дорожке бежал Барсик. Он ужасно спешил. Какой он смешной!
— Сколько ошибок вы нашли в записи ученика? (8)
— Докажите написание слов, в которых были допущены ошибки.
— Самоконтроль! (со слайда №2 по гиперссылке перейти на слайд № 9)
— Оцените свою работу. (слайд № 10)
«5» — без ошибок и исправлений;
«4» — 1 – 2 ошибка;
«3» — 3 ошибки;
«2» — больше 3 ошибок.
V. Итог урока.
— Вернёмся к нашей гипотезе. (со слайда № 10 по гиперссылке переходим на слайд № 4).
— Как вы считаете, наша гипотеза истинна или ложна?
— Почему вы так считаете?
VI. Рефлексия. (со слайда 4 переходим по гиперссылке на cлайд № 11)
— Оцените свою деятельность при решении орфографических задач.
1. Я вижу в словах «опасные» места и умею решать орфографические задачи! За свои работы я получаю «5» и «4».
2. Я не всегда вижу в слове «опасное» место, поэтому в моих работах
встречаются ошибки. Я буду стремиться к лучшему результату!
3. Мне трудно, нужна помощь!
VII. Домашнее задание. (слайд № 12)
Составить диктант для ребят из 12-15 слов, в каждом из которых нужно решать орфографическую задачу.