8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

речевой досуг

Автор: Белова Татьяна Анатольевна

 

Из опыта работы по проведению речевых досугов в детском саду.

 

Составили и провели воспитатели МАДОУ «ЦРР — детский сад №19» г. Сыктывкара Белова  Т. А., Счастливцева И.Н.

 

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности  дошкольников является создание эмоционально благоприятной  ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания  активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. В нашей работе создавать эту благоприятную ситуацию, речевую среду,  нам помогают речевые досуги.

 

Речевые досуги – это творческие учебно-познавательные мероприятия, которые проводятся воспитателями в свободное от занятий время.

 

Цель досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия.

 

В последние два года мы занимаемся проведением речевых досугов в нашем детском саду. В работе мы широко используем разные игровые приемы (интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, сюрпризы, игры, соревнования и т. д.), которые способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Досуг является показателем работы педагога за определенный период обучения дошкольников, своего рода мини-диагностикой, позволяющей увидеть, над чем нужно работать с детьми данной группы.

 

Чем же отличаются речевые досуги от других форм организации детской деятельности?  Речевые досуги проходят в легкой непринужденной обстановке, не требуют специальной подготовки детей. Строятся на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей и требований программ дошкольного обучения и воспитания. Речевые досуги объединяют в себе разные формы и методы организации работы.

 

Формы организации речевых досугов.

 

Возможны различные по содержанию и организации формы речевого досуга: КВН, викторины, сюжеты, путешествия и т.д. Мы очень тщательно продумываем, в какой форме будет проходить тот или иной досуг, какую подобрать музыку. Ведь музыка играет значительную роль в создании положительного эмоционального настроя, которая благотворно влияет на психологическое состояние детей, закрепляет умения согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.

 

Какую бы форму организации, мы не использовали при проведении досугов, мы всегда помним, что недопустимо перерастание речевого досуга в развлекательное зрелище для взрослых. Также мы следим за тем, чтобы в речевой работе поучаствовали все дети, даже не очень активные. В группах, где есть дети-инвалиды, или дети с ОВЗ, при помощи  воспитателей групп, мы продумываем индивидуальные задания для них.  А также помним, что не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок.

 

Исходя из периодов обучения, мы проводим досуги в конце лексической темы: ноябре, феврале и мае. В прошлом году, среди средних групп мы провели досуги:

 

— в феврале — «Зимушка-зима»;

 

— в мае — «Весна красна идет».

 

В этом учебном году среди старших групп, пришлось придумывать новые формы работы, усложнять задания для детей.  Было труднее, но получилось очень интересно.  Дети, были довольны досугом, а мы – результатом:

 

— ноябрь – «Осень, осень, в гости просим»;

 

— февраль – «Зимние забавы»;

 

— апрель – «Первоцветы».

 

При проведении речевых досугов, мы использовали:

 

— артикуляционную гимнастику;

 

— малые фольклорные формы;

 

— пальцевый игротренинг,  самомассаж кистей рук;

 

— фитбол-гимнастику;

 

— дыхательная гимнастику;

 

— гимнастику для глаз;

 

— Су-Джок терапию. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Если выше перечисленные методы мы можем использовать, или не использовать, или заменять их  другими, то СУ-Джок терапию мы обязательно используем при проведении каждого речевого досуга.

 

С  октября по декабрь 2016 года в нашем детском саду, в целях выявления творчески работающих педагогов, поддержки инновационных технологий в образовательном процессе, повышения престижа профессии педагога дошкольного образовательного учреждения, проходил конкурс профессионального мастерства  «Воспитатель года», где мы были участницами.  На втором этапе конкурса, мы  демонстрировали свое профессиональное мастерство, используя речевой досуг, как образовательную технологию, в простой и доступной форме объясняла значимость использования речевых игр. А на третьем этапе проводили мастер-класс для педагогов  «Речевые досуги, как форма организации детской деятельности».  

 

 В результате наших наблюдений, мы убедились, что участие детей в речевых досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения, навыки.

 

Используемая литература:

 

1. Крупенчук О. И. «Игры со звуками и буквами для дошкольников» – С-П: Литера, 2009.

 

2. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-синтез, 2008.

 

3. Цуканова С.П., Бетц Л.П. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» – М.: Гном и Д, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×