Автор: Трофимова Наталья Викторовна
Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Существует достаточное количество методических пособий по рускому языку в начальной школе, но очень мало таких, в которых были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать творческое мышление учащихся на уроках русского языка, не выходя за рамки курса. Мало методических пособий по применению технологии проблемного обучения в начальных классах. Поэтому возникает необходимость создания продуманной системы упражнений по развитию творческого мышления учащихся.
Практическая значимость такой работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления, системы заданий по развитию творческого потенциала, системы уровневых заданий на основе личностно-ориентированной технологии обучения.
При формировании творческого мышления выделяют три основных условия формирования творческого мышления:
1) индивидуализация образования;
2) исследовательское обучение;
3) проблематизация.
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации.
Анализ развития творческого потенциала и уровень развития орфографического навыка говорит о том, что уже в начальных классах учащиеся могут усваивать программный материал по орфографии проблемным методом. На первом этапе применения проблемного метода обучения учащиеся открывают правила правописания в основном с помощью учителя; в последствии, при многократном использовании данного метода самостоятельность учащихся заметно повышается. Эти учащиеся, как правило, хорошо знают, долго помнят формулировки правил, не допускают ошибочных написаний сразу после их изучения, навык правильного написания достаточно устойчив. Те учащиеся, которые открывали правила на низком уровне проблемности, допускают во всех письменных работах меньше ошибочных написаний, чем те, которые не открывали их вовсе.
Наиболее эффективное средство для создания у школьников проблемных ситуаций — использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определённого класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача; школьники должны убедиться в том, что решение задач на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам. Учитель сознательно заостряет конфликт, подчёркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие.
В проблемном обучении при создании конфликтных ситуаций обычно используется материал, в основе усвоения которого лежит углублённое понимание основных отношений между его существенными признаками, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач и т. д. Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределённости, и возникновение здесь ошибок вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит на них внимание школьников и добьётся понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления.
Итак, учебная проблема может существовать в двух формах: ка вопрос не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание, и как тема урока. На проблемном уроке учитель «проводит» учеников через звено постановки проблемы одним из двух возможных путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой специфический развивающий эффект.
Первый путь лежит через создание проблемной ситуации. По критерию эмоционального переживания проблемные ситуации делятся на 2 типа — «с удивлением» и «с затруднением». В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат два типа противоречий:
— между двумя или больше положениями(фактами, мнениями)
— между житейским(ошибочным) представлением учащихся и научным фактом.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам даётся практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.
Второй путь к учебной проблеме — подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Используя в своей работе метод подводящего диалога при определении темы и задач урока, добилась того, что практически все учащиеся класса уже могут определить тему предстоящего урока.
Одним из важнейших средств развития мышления, творческих способностей, речи учащихся, усвоения учебного материала, создания основы для развития интереса является самостоятельная работа. Исходя из индивидуальных особенностей детей, необходимо использовать поуровневое обучение. Задания необходимо подбирать так, чтобы при единой познавательной цели и общем содержании , они отличались разной степенью трудности. Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и интересов.