Автор: Скрябина Татьяна Гаврильевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет русский язык Класс 2 Урок № 8 (Раздел 5. «Звуки и буквы») Учитель: Скрябина Татьяна Гаврильевна
Тема урока: |
«Слова с безударной гласной в корне» |
Тип урока: |
Урок решения учебной задачи |
Цель учителя: |
Создание условий для открытия способов проверки безударной гласной в корне слова. |
Цель ученика: |
Научиться проверять слова с безударной гласной в корне. |
Учебная задача: |
Как проверить безударный гласный в корне слова? |
Планируемые образовательные результаты: |
Предметные · формирование умения различать слабые и сильные позиции гласных в корне слова; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне; расширение словарного запаса учащихся. |
|
Личностные УУД: · внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД Познавательные: · выделять существенную информацию; · освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; · формирование умения выполнять действия по алгоритму. · моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: · освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; · осознание недостаточности своих умений; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимых действий; · планирование и прогнозирование; · формирование умения контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: · взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи; · формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; · формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; · наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. · осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Этап урока |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности
|
Настрой на урок Демонстрация усвоения норм взаимодействия на уроках. |
Настраивает на урок
|
Проверяют готовность, вспоминают правила работы на уроке. |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
1. Демонстрация усвоения детьми ранее изученного материала |
1. Проверка усвоения основных понятий по разделу «Звуки и буквы» 2. Чистописание: гласные буквы о, а, и, е, я |
1. Организует работу в паре: вопросы по теме раздела
2. Организует работу в тетради. |
1. Работают в паре: задают друг другу вопросы и отвечают по теме раздела. 2. Записывают дату, классная работа, прописывают буквы, дают устную характеристику гласным звукам. |
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. Познавательные: выделять существенную информацию Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
2. Самооценка учащихся |
Оценка степени усвоения основных понятий раздела |
Выявляет уровень знаний. Определяет степень усвоения понятий. |
Оценивают степень усвоения понятий (Получилась работа в паре или нет? Почему?) |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
3. Постановка новой учебной задачи |
1. Анализ жизненной ситуации (История об ошибке в правописании). См. Приложение 1.
2. Задание: найти группу родственных слов по заданному корню и подчеркнуть проверочные слова. |
1. Предлагает проанализировать ситуацию, в которой из-за ошибки в правописании безударной гласной произошла непредвиденная ситуация. 2. Предлагает подчеркнуть из группы родственных слов проверочные (создает проблемную ситуацию). 3. Фиксирует обозначенную учащимися учебную задачу на доске. |
Определяют тему урока, выявляют место и причины затруднения, выделяют учебную задачу, ставят цель. |
Познавательные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; Регулятивные: осознание недостаточности своих умений; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимых действий. Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи. |
Физминутка |
1. Пальчиковая 2. Физминутка в стихах |
Организует |
Ответственные учащиеся сами проводят физминутку. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
4. Решение поставленных задач |
Построение проекта выхода из затруднения: 1. Составление плана работы на уроке. 2. Совместное наблюдение за сильными и слабыми позициями гласных (презентация) 3. Определение способов проверки безударной гласной в корне. 4. Фиксация правила проверки и сравнение с культурным аналогом. 5. Составление алгоритма проверки безударной гласной в корне. 6. Самостоятельная работа: упр. 146 на с. 96 |
Организует деятельность учащихся по открытию способов проверки безударной гласной в корне слова. Организует деятельность по применению новых знаний |
Составляют план достижения цели, находят способы проверки и определяют алгоритм проверки безударной гласной в корне, сравнивают с эталонном (см. Приложение 2). Самостоятельная работа: осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; Регулятивные: планирование, прогнозирование; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Предметные: формирование умения различать слабые и сильные позиции гласных в корне слова; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне; расширение словарного запаса учащихся. |
5. Итог урока |
Рефлексия |
Организует рефлексию и определяет критерии для оценки достижений по данной теме. |
1. Определяют значимость полученного знания. 2. Оценивают работу на уроке по шкале. 3. Оценивают себя по вопросам:
|
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Домашнее задание |
Запомнить правило и алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. |
|
|
|
Приложение 1
Как-то раз Вася написал своему другу Мише сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Миша сообщение прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером во дворе. «Мяч будет, — сказал ребятам Вася, — Миша принесёт». Пришёл Миша, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
-Проанализируйте, почему так получилось?
-Какое правило не знает Вася?
-Как правильно записать слово?
-Как проверить? С м..чом – мяч- мячом.
Приложение 2
Алгоритм проверки
1. Читаю слово
2. Определяю ударение
3. Выделяю орфограмму
4. Подбираю проверочное слово
5. Пишу слово
6. Проверяю