Автор: Бурмистрова Марина Николаевна
Приемы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.
При обучении русскому языку в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова ученики решают учебно-исследовательские задачи. Данная программа предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим способом не путём заучивания отдельных правил, а в процессе исследования.
Учебное исследование ученика младшей школы включает основные этапы:
1) обнаружение «ситуации разрыва» в которой новая задача не может быть решена известным способом;
2) выдвижение и обоснование гипотез;
3) поиск и предположение возможных вариантов проверки гипотез о новом способе действия;
4) проверка гипотез;
5) построение модели открытого способа.
На этих уроках ученики вместе с учителем исследуют, конструируют и пробуют применить новый способ действия, фиксируя его с помощью модельной схемы.
Рассмотрим фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе. Тема урока «Обозначение мягкости согласных на конце слова. Буква Ь».
Учителю в ходе работы со словами НОС и ЛОСЬ нужно создать ситуацию, при которой ученики осознают недостаточность имеющихся у них способов обозначения мягкости согласного звука.
По заданию учителя дети составляют звуковую модель слова НОС и обозначают все звуки буквами. Ту же работу предлагается проделать со словом ЛОСЬ. Скорее всего, ученики обозначат последний звук в слове [лос’] буквой С. И объяснят: буква С — значок для парных по твёрдости-мягкости звуков [с] и [с’]. Читая запись, убеждаемся: нужное слово не получилось. Пытались написать слово [лос’], а написали [лос]. В чём причина? Дети выдвигают гипотезу: чтобы не разрушилось слово, надо как-то обозначить мягкость последнего согласного звука.
Первоклассники умеют обозначать мягкость согласных звуков с помощью гласных. Возможно, кто-то из детей воспользуется одной из гласных букв Я, Ю, Е, Ё, И для обозначения мягкости согласного звука [с’]. Допустим, выбрана буква И (ЛОСИ). Читаем запись и делаем вывод: мягкость согласного звука обозначена, однако получилось изменённое слово, в нём четыре звука, а в слове [лос’] только три. Учитель задаёт вопрос: «Почему же не годится известный способ обозначения мягкости согласных с помощью гласных букв?»
Внимательно выслушивая ответы детей, выделяем в них главное: гласные буквы обозначают не только мягкость согласных звуков, но и сами гласные звуки, а у последнего согласного в слове [лос’] нет справа гласного соседа. Вот оно, открытие! Оказывается звук [с’] встретился в новой позиции — на конце слова.
Хорошо, если первоклассники сами уточнят, каких знаний им не хватает для безошибочной записи слова [лос’]: знаний о том, как обозначается мягкость согласных звуков на конце слова. Возможно, в классе найдётся хотя бы один ученик, которому известен общепринятый способ обозначения мягкости согласных с помощью особой буквы — Ь. Можно воспользоваться его предложением и обозначить мягкость согласного звука в новой позиции буквой Ь. В другой ситуации можно предложить детям самим придумать способ обозначения мягкости согласных. Они могут предложить использовать разные значки. Тогда можно сообщить о том, что люди договорились в русском языке для этих случаев использовать Ь.
Следующий этап — проверка способа: написание других слов с мягким знаком на конце слова.
Таким образом, дети оценивают правильность открытого способа, возможность его применения в разных практических ситуациях.
Рассмотрим ещё один фрагмент урока русского языка по теме «Неопределённая форма слов, называющих действия».
1. Создаём ситуацию успеха.
У каждого ребёнка текст. Задание: выписать из текста слова, называющие действия.
Денис Кораблёв любит читать сказки, смотреть кино, ходить в зоопарк. Он любит строгать, пилить, лепить разные вещи, а потом их дарить.
2. Создаём ситуацию разрыва.
Учитель: Что мы можем определить у этих слов? (Дети: время, лицо, число)
Обычно ученики легко справляются со словом ЛЮБИТ, а с остальными словами испытывают затруднения.
Учитель: Почему возникли трудности? Какие у вас есть гипотезы?
Дети высказывают свои предположения. Учитель фиксирует их на доске, предлагая проверить :
Время
У слов пилить, лепить, строгать, дарить нельзя определить Лицо
Время и Лицо
Род
У слов пилить, лепить, строгать, дарить нет окончания.
По итогам этой работы на доске появляется схема:
Время Лицо Род Число
Учитель: Как можно назвать такие слова, называющие действия?
Варианты детей разнообразны: «одинокое действие», «слово без помощников», «действие без всего», «непонятное слово», «неопределенное слово» и др.
С помощью учителя и опираясь на схему, учащиеся дали определение понятия неопределённой формы слов называющих действия.
Осваивая учебно-исследовательскую деятельность на уроках, дети готовятся к будущим самостоятельным исследованиям.