8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Инновации в работе старшего воспитателя в контексте ФГОС в ДОУ

Автор: Назарова Гузель Фаатовна

«Инновации в работе старшего воспитателя в контексте ФГОС в ДОУ»

            В современном дошкольном образовании к старшим воспитателям, отвечающим за педагогический процесс в ДОУ, предъявляются особенно высокие требования. Это объясняется тем, что  данный специалист отвечает за главный раздел работы в ДОУ — педагогический процесс. От профессионализма старшего воспитателя зависит качество работы всего коллектива. Умение старшего воспитателя найти контакт с педагогами и руководителем, а также выбрать верный стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ в условиях переходного периода на ФГОС, будет служить успехом для работы всего ДОУ.

            В современных условиях в основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:

—  планирование развития инновационной деятельности;

— моделирование развивающей предметно пространственной среды;

— планирование целостного педагогического процесса;

— комплексно-тематический принцип планирования;

—  взаимодействие с семьей;

— подготовка педагогических кадров.

 

            Также крайне важна проектная деятельность. Проектный метод обучения включает полный комплект разнообразного материала, что позволяет педагогам эффективно проводить НОД с детьми, т.к. педагоги объединяют серию НОД по нескольким разделам, связанным между собой единым проектом для целостного детского восприятия мира.

            Работа детского сада в инновационном режиме это поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к детям; интегрированное обучение, направленное на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей; сочетание различных программ и технологий для обеспечения гармоничного и всестороннего развития воспитанников; здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе; проектный метод обучения; использование нетрадиционных художественных техник и т.д..

            Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей. Поэтому работа педагогического коллектива детского сада должна быть направлена на развитие педагогики сотрудничества. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в решении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Основная работа с родителями это педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Главная задача педагогов ДОУ – проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимного понимания и поддержки. В основу реализации работы с семьей заложены следующие принципы:

— партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

— помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;

— знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

           

            Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей . Роль информационных технологий  в ДОУ растет, т.е  растет  потребность  в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Информационные технологии значительно расширяют возможности  педагогов и специалистов  в воспитании и обучении, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей.

            Информатизация дошкольного образования – это комплексный процесс,  в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

            Внедрение ИКТ в работу старшего воспитателя  и всего коллектива позволяет повысить такие показатели, как:

— экономия затрат труда и времени;

— оптимизация и автоматизация информационных процессов;

— повышение интеллектуального потенциала.

Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий  нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством работы на компьютере представляет возможность ускорения процесса  деятельности старшего воспитателя.

            Современное образование  стремительно развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. 
            В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень к  получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

            Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта.

            Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

            Цель методической работы в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

            Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

· Чёткость в организации профессиональной деятельности.

· Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

· Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

· Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

· Информационная обеспеченность каждого направления работы.

· Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

· Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

· Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

· Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.

                        Сегодня основная работа старшего воспитателя, несмотря на инновационный процесс, достаточно традиционна – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов.

            Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей.  Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

 

 

×
×