Автор: Конради Ольга Александровна
Организация педагогической помощи родителям в обеспечении их эффективного взаимодействия с детьми, имеющих проблемы в развитии.
Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить особые образовательные потребности ребенка, имеющего проблемы в развитии.
Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.
В условиях работы с детьми с ЗПР перед нами встала особая задача взаимодействия с семьями детей, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, ни и их родители.
Каждый знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
В нашем детском саду 4 специализированных группы, детей с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития. Мы считаем, что, если родителям, имеющим детей дошкольного возраста с ЗПР, организовать совместную деятельность с детьми, в которой осваиваются различные методы и приемы эффективного взаимодействия — беседы, разыгрывание педагогических ситуаций и их анализ, упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры и др., то у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии. В связи с этим в октябре 2007г. в нашем детском саду «Огонек» был создан родительский клуб «Особый ребенок», социально-правовую поддержку, которому оказывает администрация в лице заведующей ДОУ — Грузд М.С.
Работа родительского клуба «Особый ребенок» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого:
создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии;
способствовать установлению сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком, на основе знаний особенностей своего ребенка.
Цели работы с родителями: повышение у родителей чувства собственной компетентности, преодоление состояния кризиса у родителей, помощь в формировании адекватной оценки состояния ребенка, интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую – родителями особого ребенка.
Работа клуба изначально организовалась по трем этапам: 1.Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование.
2.Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал. 3.Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Принципами работы клуба является участие на добровольной основе; общение на взаимопонимании, взаимоуважении, толерантности; проявление деликатности, такта; осознание, что только общими усилиями, творческим подходом к делу каждого, работа клуба может стать интересной, нужной, полезной.
Ответственным за организацию клуба является председатель. К работе привлечены педагоги: учителя- дефектологи и логопеды, педагог-психолог медицинская сестра, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания. В своей работе мы опираемся на то, что родители, педагогический коллектив и медицинский персонал являются партнерами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Максимально используем воспитательный потенциал коллектива и семьи в совместной работе с детьми.
Клуб осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного советом родителей и рабочей группой педагогического и медицинского персонала. Регулярно организуются заседания клуба (в методическом кабинете, музыкальном или физкультурном зале в зависимости от тематики и содержания встреч).
Заместителем руководителя создана библиотека с научной психолого-педагогической и медицинской литературой, которой пользуются сотрудники и родители. Воспитателями специализированных групп созданы мини — лекотеки с подбором различных развивающих дидактических игр, игрушек, книжек, аудио-, видео — материалов. Родители могут выбрать понравившуюся игру и взять ее для занятия с ребенком дома.
В своей работе мы используем такие методы и приемы, которые создают положительный настрой на откровенный и деловой разговор, активизируют внимание родителей и способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.
На заседании родительского клуба мы используем следующие методы: метод групповой дискуссии, метод видеокоррекции, метод игры, метод обсуждения и разыгрывания ситуаций, метод анализа поступков детей и родителей и многие другие. Взаимодействие родителей с ребенком с задержкой психического развития — это их совместная деятельность, в процессе организации которой родители, учитывая, что их дети имеют низкий уровень познавательных способностей и эмоциональные нарушения, создают условия, при которых дети проявляют инициативу, активность и уверенность в собственных силах и не испытывают тревожности, подавленности, чувства своей неполноценности.
Формы работы нашего клуба различны: индивидуальные, групповые и семейные. Мы проводим: — консультации («Включаем фантазию», «Как помочь ребенку если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?» и др.);
Заседания («Какой ключик подобрать к Шустрику, или мой ребенок гиперактивный»), лекционные занятия («Психофизиологические особенности детей с проблемами в развитии», «Как изменить поведение агрессивного ребенка к лучшему»);
детско-родительские группы «Мама, папа поиграй со мной!»;
практические занятия для родителей («Чтобы четко говорить — надо с пальцами дружить», «Полгода плохая погода, или игры в ненастный день», «Как выполнить с ребенком задание логопеда», «Общаться с ребенком. Как?»);
проведение совместных праздников и досугов (Спортивно-семейное соревнование «Папы и дочки, мамы и сыночки», семейный конкурс-концерт «Радуга талантов»);
тренинги («Двенадцать помех на пути активного слушания, или что нам мешает слушать ребенка», «Учимся слушать друг друга», «Я дарю свое тепло»)
Организуем «круглые столы» и родительские конференции («Формирование детско-родительских отношений», «Мой ребенок, я могу и хочу ему помочь»). И конечно проводим индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их детьми. Основные цели таких занятий – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками.
Нетрадиционная форма организации родительского клуба «Особый ребенок» повышает интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. За последнее время число членов клуба значительно выросло. Если в начале организации заседания клуба посещало 3-4 семьи, то сейчас в нашем клубе более 15 семей.
Мама Ильи Ч.: «Благодаря использованию различных форм работы клуба отмечаю существенные позитивные изменения в наших семейных отношениях со своим ребенком, которые стали более тёплыми, принимающими, понимающими».
Мама Лизы В.: «В нашей семье мы стали более адекватно оценивать состояние своей дочери. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения, мы с большим оптимизмом оцениваем перспективы нашего ребенка».