Главная страница / ПУБЛИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НОГОВИЦЫНОЙ ИРИНЫ ИВАНОВНЫ ИЗ АМГИНСКОГО УЛУСА, СЕЛО ЭМИССЫ МБДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЧУОРААНЧЫК» ТЕМА: Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста. 1. Значение музыкального воспитания В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты — каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Следовательно, музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких, так чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства. Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. 2. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной педагогики всегда была одной из актуальных. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно – образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении творческих заданий. Недостаточно развит слуховой фон детей и способность его сопоставления с заданным образом. Также одной из основных проблем является эмоциональная закрепощённость дошкольников и слабое проявление артистических способностей. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмичных движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально — образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности. Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов. 2.1.Восприятие музыки Обсуждение проблемы развития музыкального восприятия невозможно без знания общей характеристики. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. При этом восприятие – не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания. «Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки, тогда как у взрослых – сочинение нового произведения». Содержанием музыкального воспитания является приобщение ребенка к разным видам музыкальной деятельности. Формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Педагог должен хорошо ее себе представлять, ставить все более усложняющиеся задачи и отчетливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая для слушания песня или пьеса. «В младших группах у детей быстрая переключаемость внимания – они не могут долго его концентрировать на продолжительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения. Восприятие музыки основывается на осознании отдельных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи при восприятии ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и односложно называемыми образами». Слушание музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Чтобы правильно организовать процесс восприятия музыки, следует придерживаться следующих принципов: гуманизации – ориентация на личность ребенка; учета возрастных и индивидуальных способностей дошкольника; учета музыкальных интересов и музыкального опыта; свобода реакций и высказываний ребенка, отклик на его инициативы; оказание помощи ребенку, снятие эмоционального напряжения; профессиональное сотрудничество музыкального педагога и воспитателя, а также взаимодействие с семьей; тщательный отбор музыкальных произведений для правильного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста; систематичность и последовательность в организации процесса восприятия музыки; результаты продуктивности восприятия музыки, воплощенные в рисунке, танце, игре, мелодии и т.д.; объединение различных способов художественной деятельности детей. Эти принципы раскрыты в работе А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской. Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент. Восприятие музыки в младшей группе является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмичные движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений. В младшей группе музыкальный руководитель стремится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения. 2.2. Детское музыкальное исполнительство Есть такая форма музыкальной деятельности как – исполнительство – импровизация – творчество, задача которой – стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально – художественные образы в музыкальных играх и танцах. Она одна из самых проблематичных и занимает ведущее место. Это можно объяснить следующими причинами: все народные праздники, обряды сопровождаются пением, особой общедоступностью, эмоциональным общением людей. Пение развивает эстетические чувства, художественный вкус, расширяет кругозор, обогащает словарный запас ребенка, совершенствует его речь. Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмичные движения) у детей младшего дошкольного возраста лишь начинает свое становление, а в раннем детстве формируются ее предпосылки. Так, уже на первом году жизни теплота и задушевность пения взрослого вызывают у ребенка ответные вокализации. Вначале они связаны с речевыми интонациями. Если работа по музыкальному воспитанию ведется систематически, то дети четвертого года жизни уже могут петь несложные песни точно и эмоционально. Педагог стремится развить у детей певческое звучание, увеличить определенный объем доступных для этого возраста вокально-хоровых навыков. Детей постепенно можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. «В процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру; интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной». Для общего художественного развития ребенка, по мнению Теплова, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность, и это «вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям». Но, важно помнить, что возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены. Голосовой аппарат ребенка постоянно растет, как и весь организм. Поэтому очень важна постановка голоса. Большую роль играют музыкальные способности. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями разумеются следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. «Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмичное движение, а тембровый момент имеет хотя и очень важное, но по самому существу дела подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности мы должны принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми и являются музыкальный слух, как звуковысотный слух, и чувство ритма». Что такое музыкальный слух? Только ли музыкантам-профессионалам нужен хорошо развитый музыкальный слух? Хороший музыкальный слух – это способность расслышать звуки, которые живут вокруг нас, это умение их различать и выбирать для общения с окружающими не только в музыкальной деятельности. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов, привлекает их человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. В развитии всех видов музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Музыкальная деятельность и различные задания на развитии музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребенка подражание рассматривается как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее. Следует также отметить, что эмоциональное состояние, возникающее у детей при подражательных действиях, создает благоприятные условия для формирования данной деятельности. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления. Дети сами повторяют знакомые, привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предполагает игровые действия. Для малышей эти занятия представляют особую ценность, воплощение одного художественного образа разными видами искусств обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей (песенка, потешка, изображение помогают полнее проникнуться определенными чувствами). Кроме того, малышам необходима частая смена, чередований действий. Формирование восприятия музыки, например, предполагает обязательное привлечение немузыкальных средств. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмичных движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Детское музыкальное творчество относится в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально-игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах. Первоначальная предпосылка музыкально-ритмичных движений — ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Дети передают в движении характер музыки (плясовой и спокойный), форму произведения (начало и окончание, смену двух частей). На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, легкий, отрывистый. Делают они это еще несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это дает возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения. В движении отражается развитие музыкального образа. Музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости. Особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми. «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению». Сами попытки ребенка к созиданию, к самовыражению уже есть творчество. 2.3. Проблема отбора музыкального репертуара для детей младшего дошкольного возраста Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Характеристика репертуара, который рекомендуется для детского исполнительства, может быть осуществлена с учетом особенностей этой деятельности у детей. Охране детского голоса содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей младшего дошкольного возраста. Возможности выбора репертуара ограничены. Это связано с особенностями детского голосового аппарата. Дети также затрудняются в исполнении сложного ритмического рисунка мелодии, потому что младшему дошкольному возрасту присущи скромные фонетические и лексические возможности речи. Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требований: мелодии песен должны быть простые, тематика разнообразная, но понятная детям, песни должны быть педагогически ценными, способствовать решению воспитательных и эстетических задач. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз. Это связано с особенностями дыхания ребенка. Чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, ритм мелодий должен быть простым. «Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности,- народный фольклор – детские попевки, хороводные игры». Это объясняется тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из этих песен очень удобны для детского голоса, они легко усваиваются и поются чисто, без музыкального сопровождения. Для русской песенной культуры характерно игровое начало. Лучше всего младшим дошкольникам приобщаться к певческой деятельности через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Песенные жанры русского фольклора применяются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Это только способствует приобретению опыта музыкальной деятельности. От правильного и грамотного выбора репертуара зависит исполнительское мастерство и дальнейшее музыкальное развитие. 3. Музыкальная среда и ее значение в решении актуальных проблем музыкального воспитания Большую роль в решении проблем музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста играет музыкальная среда. Для правильного музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Чтобы проектирование музыкальной среды соответствовало нормам, к ней предъявляются требования: требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей. « Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития» Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. 3.1. Качество содержания Содержание, разработанное с учетом возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания. Воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к певческой деятельности, исполнению музыки для игры или танца. Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон). Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации. В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности. Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. 3.2. Качество структуры Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой. Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей. При создании музыкальных зон рекомендуется продумать: 1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 2.Разнообразие оборудования. 3.Учет возрастных особенностей детей. 4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 5.Возможность переноса оборудования в другие места. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Для улучшения качества структуры необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность. Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. 3.3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в музыкальной среде Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. В раннем и младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т. д. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет и в первой, и во второй младших группах определить задачи и объем навыков по каждому из них. Это играет большую роль для правильного создания музыкальной среды, которая должна быть функциональна, чтобы способствовать музыкальной деятельности детей. Выполнение всех условий и требований при оформлении музыкальных зон помогают создать эмоциональный комфорт детей. Здесь все должно быть взаимосвязано, дополнять друг друга. Пение с музыкально-ритмичными движениями, с игрой на музыкальных инструментах, с применением наглядных пособий. Только в такой среде у детей исчезнет эмоциональная закрепощенность, и проявятся артистические способности. А сочетание художественного слова и наглядных изображений значимо для маленького ребенка, так как способствует наиболее полному восприятию и пониманию несложных художественных образов и освоению практических действий. 4. Заключение Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать. Актуальность темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова. 5. Список литературы Книга, написанная одним автором Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина.- Москва: Просвещение, 1974. с.39 Выготский Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский.- Москва, 1968. с. 80 Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская; 2 изд., испр. – Москва; Изд. Центр «Академия», 2013.- 256 с. Теплов А.Б. Психология музыкальных способностей [Тест] / А.Б. Теплов.- Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947.- 334 с. Книга написанная двумя авторами Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — Москва: Изд. центр «Академия», 2005.- 320 с. Интернет-ресурсы http://www.grandars.ru/stud
ПУБЛИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НОГОВИЦЫНОЙ ИРИНЫ ИВАНОВНЫ ИЗ АМГИНСКОГО УЛУСА, СЕЛО ЭМИССЫ МБДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЧУОРААНЧЫК» ТЕМА: Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста. 1. Значение музыкального воспитания В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты — каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Следовательно, музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких, так чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства. Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. 2. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной педагогики всегда была одной из актуальных. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно – образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении творческих заданий. Недостаточно развит слуховой фон детей и способность его сопоставления с заданным образом. Также одной из основных проблем является эмоциональная закрепощённость дошкольников и слабое проявление артистических способностей. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмичных движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально — образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности. Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов. 2.1.Восприятие музыки Обсуждение проблемы развития музыкального восприятия невозможно без знания общей характеристики. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. При этом восприятие – не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания. «Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки, тогда как у взрослых – сочинение нового произведения». Содержанием музыкального воспитания является приобщение ребенка к разным видам музыкальной деятельности. Формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Педагог должен хорошо ее себе представлять, ставить все более усложняющиеся задачи и отчетливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая для слушания песня или пьеса. «В младших группах у детей быстрая переключаемость внимания – они не могут долго его концентрировать на продолжительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения. Восприятие музыки основывается на осознании отдельных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи при восприятии ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и односложно называемыми образами». Слушание музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Чтобы правильно организовать процесс восприятия музыки, следует придерживаться следующих принципов: гуманизации – ориентация на личность ребенка; учета возрастных и индивидуальных способностей дошкольника; учета музыкальных интересов и музыкального опыта; свобода реакций и высказываний ребенка, отклик на его инициативы; оказание помощи ребенку, снятие эмоционального напряжения; профессиональное сотрудничество музыкального педагога и воспитателя, а также взаимодействие с семьей; тщательный отбор музыкальных произведений для правильного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста; систематичность и последовательность в организации процесса восприятия музыки; результаты продуктивности восприятия музыки, воплощенные в рисунке, танце, игре, мелодии и т.д.; объединение различных способов художественной деятельности детей. Эти принципы раскрыты в работе А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской. Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент. Восприятие музыки в младшей группе является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмичные движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений. В младшей группе музыкальный руководитель стремится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения. 2.2. Детское музыкальное исполнительство Есть такая форма музыкальной деятельности как – исполнительство – импровизация – творчество, задача которой – стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально – художественные образы в музыкальных играх и танцах. Она одна из самых проблематичных и занимает ведущее место. Это можно объяснить следующими причинами: все народные праздники, обряды сопровождаются пением, особой общедоступностью, эмоциональным общением людей. Пение развивает эстетические чувства, художественный вкус, расширяет кругозор, обогащает словарный запас ребенка, совершенствует его речь. Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмичные движения) у детей младшего дошкольного возраста лишь начинает свое становление, а в раннем детстве формируются ее предпосылки. Так, уже на первом году жизни теплота и задушевность пения взрослого вызывают у ребенка ответные вокализации. Вначале они связаны с речевыми интонациями. Если работа по музыкальному воспитанию ведется систематически, то дети четвертого года жизни уже могут петь несложные песни точно и эмоционально. Педагог стремится развить у детей певческое звучание, увеличить определенный объем доступных для этого возраста вокально-хоровых навыков. Детей постепенно можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. «В процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру; интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной». Для общего художественного развития ребенка, по мнению Теплова, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность, и это «вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям». Но, важно помнить, что возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены. Голосовой аппарат ребенка постоянно растет, как и весь организм. Поэтому очень важна постановка голоса. Большую роль играют музыкальные способности. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями разумеются следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. «Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмичное движение, а тембровый момент имеет хотя и очень важное, но по самому существу дела подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности мы должны принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми и являются музыкальный слух, как звуковысотный слух, и чувство ритма». Что такое музыкальный слух? Только ли музыкантам-профессионалам нужен хорошо развитый музыкальный слух? Хороший музыкальный слух – это способность расслышать звуки, которые живут вокруг нас, это умение их различать и выбирать для общения с окружающими не только в музыкальной деятельности. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов, привлекает их человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. В развитии всех видов музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Музыкальная деятельность и различные задания на развитии музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребенка подражание рассматривается как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее. Следует также отметить, что эмоциональное состояние, возникающее у детей при подражательных действиях, создает благоприятные условия для формирования данной деятельности. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления. Дети сами повторяют знакомые, привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предполагает игровые действия. Для малышей эти занятия представляют особую ценность, воплощение одного художественного образа разными видами искусств обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей (песенка, потешка, изображение помогают полнее проникнуться определенными чувствами). Кроме того, малышам необходима частая смена, чередований действий. Формирование восприятия музыки, например, предполагает обязательное привлечение немузыкальных средств. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмичных движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Детское музыкальное творчество относится в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально-игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах. Первоначальная предпосылка музыкально-ритмичных движений — ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Дети передают в движении характер музыки (плясовой и спокойный), форму произведения (начало и окончание, смену двух частей). На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, легкий, отрывистый. Делают они это еще несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это дает возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения. В движении отражается развитие музыкального образа. Музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости. Особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми. «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению». Сами попытки ребенка к созиданию, к самовыражению уже есть творчество. 2.3. Проблема отбора музыкального репертуара для детей младшего дошкольного возраста Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Характеристика репертуара, который рекомендуется для детского исполнительства, может быть осуществлена с учетом особенностей этой деятельности у детей. Охране детского голоса содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей младшего дошкольного возраста. Возможности выбора репертуара ограничены. Это связано с особенностями детского голосового аппарата. Дети также затрудняются в исполнении сложного ритмического рисунка мелодии, потому что младшему дошкольному возрасту присущи скромные фонетические и лексические возможности речи. Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требований: мелодии песен должны быть простые, тематика разнообразная, но понятная детям, песни должны быть педагогически ценными, способствовать решению воспитательных и эстетических задач. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз. Это связано с особенностями дыхания ребенка. Чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, ритм мелодий должен быть простым. «Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности,- народный фольклор – детские попевки, хороводные игры». Это объясняется тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из этих песен очень удобны для детского голоса, они легко усваиваются и поются чисто, без музыкального сопровождения. Для русской песенной культуры характерно игровое начало. Лучше всего младшим дошкольникам приобщаться к певческой деятельности через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Песенные жанры русского фольклора применяются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Это только способствует приобретению опыта музыкальной деятельности. От правильного и грамотного выбора репертуара зависит исполнительское мастерство и дальнейшее музыкальное развитие. 3. Музыкальная среда и ее значение в решении актуальных проблем музыкального воспитания Большую роль в решении проблем музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста играет музыкальная среда. Для правильного музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Чтобы проектирование музыкальной среды соответствовало нормам, к ней предъявляются требования: требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей. « Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития» Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. 3.1. Качество содержания Содержание, разработанное с учетом возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания. Воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к певческой деятельности, исполнению музыки для игры или танца. Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон). Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации. В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности. Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. 3.2. Качество структуры Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой. Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей. При создании музыкальных зон рекомендуется продумать: 1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 2.Разнообразие оборудования. 3.Учет возрастных особенностей детей. 4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 5.Возможность переноса оборудования в другие места. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Для улучшения качества структуры необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность. Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. 3.3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в музыкальной среде Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. В раннем и младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т. д. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет и в первой, и во второй младших группах определить задачи и объем навыков по каждому из них. Это играет большую роль для правильного создания музыкальной среды, которая должна быть функциональна, чтобы способствовать музыкальной деятельности детей. Выполнение всех условий и требований при оформлении музыкальных зон помогают создать эмоциональный комфорт детей. Здесь все должно быть взаимосвязано, дополнять друг друга. Пение с музыкально-ритмичными движениями, с игрой на музыкальных инструментах, с применением наглядных пособий. Только в такой среде у детей исчезнет эмоциональная закрепощенность, и проявятся артистические способности. А сочетание художественного слова и наглядных изображений значимо для маленького ребенка, так как способствует наиболее полному восприятию и пониманию несложных художественных образов и освоению практических действий. 4. Заключение Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать. Актуальность темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова. 5. Список литературы Книга, написанная одним автором Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина.- Москва: Просвещение, 1974. с.39 Выготский Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский.- Москва, 1968. с. 80 Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская; 2 изд., испр. – Москва; Изд. Центр «Академия», 2013.- 256 с. Теплов А.Б. Психология музыкальных способностей [Тест] / А.Б. Теплов.- Москва, Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947.- 334 с. Книга написанная двумя авторами Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — Москва: Изд. центр «Академия», 2005.- 320 с. Интернет-ресурсы http://www.grandars.ru/stud