Автор: Богер Татьяна Васильевна
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе.
Тема: Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой
«Хвостатый хвастунишка». (Я. Тенясова)
Цели:
· Учить детей четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями.
· Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
· Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
· Развивать пантомимические навыки;
· Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее;
· Развивать творческое воображение, фантазию;
· Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, чистоговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, дед — рукавичка, маски девочки и медведя, письмо с картинками — эмоциями.
Ход занятия.
1. Дети заходят в группу и сразу здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала нам необходимо зарядиться друг от друга хорошим настроением и передать своё настроение гостям. Я очень рада поделиться с вами, своим отличным настроением. Я повернусь к Кириллу, улыбнусь и, надеюсь, что моя улыбка ко мне вернётся. (Дети по кругу передают улыбку). А теперь повернёмся к гостям и передадим своё настроение им. Сложим руки лодочкой и подуем.
(звучит спокойная музыка из сказки )
Воспитатель:– Вы догадались, куда нас зовёт музыка?
Дети: — Да, в сказку.
Воспитатель:- правильно, в сказочную страну под названием «Царство эмоций». А, пойдём мы туда для того чтобы узнать умеем ли мы улыбаться, грустить, огорчаться, удивляться, а войти в нее нам поможет «волшебный цветок». Давайте встанем вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, коснёмся руками цветка, закроем глаза и попросим цветок пропустить нас в сказочную страну.
— Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность.
Еще раз вдохните и выдохните. Теперь мы можем открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций», здесь нас ожидают разные игры и задания.
Впереди дети видят пенёк, а на нём лежит конверт, подписано от сказочника.
— Посмотрите, а ведь сказка уже началась.
Что это лежит на пенёчке, давайте посмотрим.
– Ребята, для вас царица эмоций прислала письмо, прочитаем?
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Ваши настроения. (И. Белопольская)
Педагог достает из конверта маски с эмоциями радости, печали и т.д.. Игра «Азбука настроения».
Воспитатель предлагает взять детям, карточку, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием.
Воспитатель: Изобразите эмоции, которые у вас на картинке.
А теперь давайте попробуем отгадать, что нам показал Кирилл.
— Дети: Радость.
Воспитатель: – Когда у нас бывает радостное настроение?
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
Затем дети рассказывают о эмоции удивления, грусти.
– Какая это эмоция, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).
– Молодцы, ребята. Положим карточки и продолжим свой путь.
На пути стоит ширма — дом, а рядом лежит рукавичка дедушка Молчок.
Воспитатель: ребята посмотрите на нашем пути стоит дом, давайте подойдем к нему и посмотрим кто там живёт.
– Педагог встаёт рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит.
– Здравствуйте, ребята!
Я– забавный старичок
А зовут меня — Молчок
Дед: — Как вы думаете, почему меня зовут молчок? (ответы детей)
А сможете ли вы мне показать всё молча, как передвигаются лесные жители.
Воспитатель: Посмотрите здесь лежат маски, мы их оденем и превратимся в новых героев и всем покажем, как двигается: лисичка, медведь, волк, а, кто сможет показать, как ходит старичок — молчок (показ детей).
Дед: Ну, ребята молодцы насмешили старичка.
Мне, ребятки, помогите.
Чистоговорки расскажите.
Воспитатель – Поможем дедушке? Знаете ли вы чистоговорки? (Да). А как надо говорить чистоговорки? (чётко, и чтобы было понятно).
Присядем на пригорке,
Да расскажем чистоговорки.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Дети присаживаются на пуфик или стульчик.
Давайте расскажем про лису сначала грустно.
Су-су-су – мы в лесу нашли лису.
А, теперь с испугом, дрожим, боимся лису.
Са-са-са – вот бежит ко мне лиса.
А, теперь весело
Сы-сы-сы – не боимся мы лисы.
Каждый ребенок рассказывает по чистоговорке.
Давайте попрощаемся с дедушкой и продолжим свой путь.
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
– Дети: Куклы с «живой рукой»
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Давайте оживим этих кукол (педагог, объясняя, одевает куклу на ребенка). Кирил и Саша нам покажут небольшую сценку которая называется «ВОЛК И ЛИСА « Маршак
Воспитатель:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Волк (Кирилл)
— Лисавета, здравствуй!
Лиса (Саша З.)
— Как дела, зубастый?
Волк (Кирилл)
— Ничего идут дела.
Голова еще цела.
Лиса (Саша З.)
— Где ты был?
Волк (Кирилл)
— На рынке.
Лиса (Саша З.)
— Что купил?
Волк (Кирилл)
— Свининки.
Лиса (Саша З.)
— Сколько взяли?
Волк (Кирилл)
— Шерсти клок,
Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
Лиса (Саша З.)
— Кто отгрыз?
Волк (Кирилл)
— Собаки!
Лиса (Саша З.)
— Сыт ли, милый куманек?
Волк (Кирилл)
— Еле ноги уволок!
– Какие вы молодцы. Продолжим свое путешествие.
Дорога нас привела на опушку леса. Посмотрите нам царица эмоций опять приготовила игру. Вам надо отгадать загадку.
Загадки. (Носорог, крот, петух)
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский …
(Носорог)
Этот зверь живёт в земле.
Там он прячется, во мгле.
Роет зверь подземный ход,
Угадайте, это…
(Крот)
Он взлетает на забор,
Но не думайте, что вор,
Песню громкую поет,
Тотчас солнышко встает.
Кто же солнечный пастух?
На забор взлетел…(Петух)
А теперь разделите отгаданные слова на слоги. (Ответы детей)
А сейчас составьте предложение со словом ……
Выложите схему предложения со словом петух.
Посмотрите на эти костюмы, какую сказку мы сейчас будем показывать гостям.
Ответы детей — ХВОСТАТЫЙ ХВАСТУНИШКА
Кто автор этой сказки? (Я. Тенясова)
Дети надели костюмы и приготовились показывать сказку
ХВОСТАТЫЙ ХВАСТУНИШКА
Много выросло на птицеферме молодых петушков. Все очень красивые, ловкие, голосистые. А один красивей всех уродился. Хвост у него особенный — разноцветный, как радуга. Перья в нём длинные, красивые: чёрные, жёлтые, сизые, белые, и сверкают, как лакированные.
Увидел себя Петька в тихой речке с берега и загордился перед всеми петухами.
Рустам (Петух)
— Кукареку, погляди-ка в реку! Это я отражаюсь, такой красивый. Красивей вас всех!
Ариша (Сорока) Сорока наклонилась с ветки и стрекочет:
— Глупый ты, кочет! Глупый ты, кочет! Где тебе равняться красотой с птицей павой! У неё в хвосте есть красный цвет.
Рустам(Петух)
— Вот пустяки! Захочу — и у меня будет! Скажи, где найти красное перо?
Алина (Ворона)
— Для этого надо быть хра-хра-храбрым, хра-хра- храбрым! — поддразнила его ворона, злая на весь свет.
Рустам(Петух) — А разве я не храбрый? — выгнул шею хвальбушка.
Алина(Ворона) — Ну, если ты храбрый, беги скорей в лес — там тебе вставят красные перья, прекрасные перья! — прокаркала ворона.
Петька, не раздумывая, направился к лесу.
А белка прыгает с ветки на ветку впереди и потешается:
Вика (Белка) — Вот глупый кочет! Вот глупый кочет! Погибели хочет!
Звуки леса включить.
Зашёл Петька вглубь леса и спрашивает:
Рустам (Петух)— Кто здесь вставляет красные перья?
Ярик (Ёжик)— А ты покричи громче! — посмеивается над ним ёжик.
Петух как закричит на весь лес:
Рустам (Петух)— Ку-ка-реку! Вставьте мне красные перья!
Услыхала это лиса, лукавая Лукерья, навострила уши и поспешила на его пение.
Соня (Лиса) — Кто тут хочет иметь красные перья? — облизнулась она, увидев хорошенького Петьку.
— Ах, это ты, милый красавчик! Очень приятно! Я как раз по этим делам мастерица!
Прыг… и прижала петуха к земле.
Рустам (Петух)— Кукареку? Что ты хочешь со мной делать? — испугался глупый хвастун.
Соня (Лиса) — Красить твои пёрышки твоей алой кровушкой! — прошептала лиса, впиваясь в него зубами.
Тут бы ему и конец пришёл, если бы мимо охотник не шёл,
Он то и спугнул лису. Сам-то Петька вырвался, да хвост свой у лисы в зубах оставил.
Явился петух на птицеферму только без хвоста.
Увидела его в зеркале реки старый селезень и закрякал:
Женя (Селезень)— Кря, кря не хвастай, хвастун! Не xвастай! Видишь, без хвоста остался.
А он, глупец, вскочил на забор, похлопал сам себя крыльями и пропел как ни в чём не бывало:
Рустам (Петух)— Посмотрите, какие у меня пре-кр-расные пер-рья! Вот какая мастерица Лукер-рья!
Насмешил похвальбой всё население птицефермы. Особенно громко индюки смеялись:
Саша Р. (Индюк) — Глу-глу-глупый! Вот глупый! Ха-ха-ха!
Даниил(Индюк) — Что может быть смешней бесхвостого петуха!
Воспитатель. Сказка лож да в ней намёк добрым молодцам урок…
А теперь пора нам возвратится в детский сад. Закроем глаза, Глубоко вдохните и полностью выдохните. Вот мы и оказались обратно в детском саду.
Какой урок даёт нам эта сказка?
Понравилось вам быть актёрами?
Пригласим ещё гостей на следующую сказку?
Что вы пожелаете себе и гостям?
(звучит песня «Кукляндия»)
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра мы подарим гостям вот такие цветы.. (Дети дарят цветы сделанные своими руками).
Спасибо всем!
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.
3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.
4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.