Технология развивающего обучения

Автор: Данилов Алексей Ардалионович

Введение

 

                    Жить — значить мыслить…

                                                                                                                Цицерон

        Быстрое и прочное усвоение знаний, умение быстро найти правильное решение в новой производственной или жизненной обстановке во многом  зависят от правильного воспитания внимания, памяти в особенности мышления учащихся. Понятно, какую важную роль должна играть в этой обстановке школа.

      Известно, что до поступления в школу дети интенсивно развиваются как физически, так и психически. Однако, как правило, с поступлением в школу этот процесс замедляется, у ребенка быстро падает интерес к учебе. Одной из причин сдерживания в развитии является использование методов, не учитывающих разноуровневое развитие учеников. Как бы ни формировались классы, всегда можно выделить три уровня в развитии детей относительно восприятия и усвоения того или иного предмета: высокий, средний, низкий. Это естественное явление, так как умственное развитие зависит от времени созревания мозга и, следовательно, от его восприимчивости и быстроты адаптации к более высоким требованиям. Вся адаптивная система «работает» на эту задачу.
       Оказывается, что при определенных условиях можно влиять на развитие мозга. Если мозг постоянно и непроизвольно получает ту или иную информацию от рецепторов (органов чувств), то это способствует его функциональному развитию.
          Развитие интеллекта ребенка может ускоряться или замедляться в зависимости от культурного или образовательного окружения. Активность влияния образовательной среды во многом зависит от метода. Метод должен способствовать развитию интеллекта ребенка, как бы автоматически включая механизмы внутреннего развития мыслительного процесса.

 

                          Технология развивающего обучения
         Цель развивающего метода – поддерживать естественное стремление человека к совершенству, гармонии и красоте, вызывать положительные эмоции.
          Структура развивающего метода:
 — установление коммуникативных связей между участниками процесса (учителем и учениками);
 — «выведение» мыслей ученика из состояния  равновесия;
 — мотивация ученика в процессе взаимодействия (потребность в самовыражении, самореализации, признание другими людьми как личности, значимой для них);
 — размещение участников взаимодействия;
 — рефлексия на каждомu этапе урока (на основе самоанализа и самооценки);
        Продвижение в развитии учащихся происходит по следующей схеме: учащихся с высоким уровнем развития при помощи учителя, а далее – через организацию разноуровнего взаимодействия участников процесса, в котором роль «учителя» выполняют продвинутые в развитии учащиеся.
          Особенности развивающей методики обучения:
 — учащийся включается  в процесс анализа, оценки собственной деятельности (используя разработанные критерии);
 — учитель планирует не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность учащихся;
 — учитель доверяет самооценке ученика;
 — ученик  выходит не только на минимум, но и на максимум применения знаний в измененных ситуациях;
 — развитие детей происходит за счет всех компонентов учебно-воспитательного процесса;
 — ученик получает удовлетворение от результата своей деятельности;
 — педагог управляет процессом обучения как бы  со стороны, включая самих учащихся в активный мыслительный процесс.

 

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Для того, чтобы лучше представить себе развивающее обучение и осознать отличия от обычной школы, рассмотрим таблицу1.

 

   Анализ таблицы показывает, что общего у этих двух педагогических систем не так уж много, а различия существенны. Во многом развивающая педагогика – «педагогика открытий» — выигрывает.
         На уроках в адаптивной школе процессы обучения, воспитания и развития неотделимы друг от друга, так как в основе лежит идея социального взаимодействия, через которое происходит становление личности, формирование поведения в соответствии с образовательным и социокультурным уровнем окружающей среды. В силу природной способности к подражанию ребенок адаптируется к той среде, которая его окружает. Поэтому на современном этапе развития общества, школа призвана повышать уровень своей работы для того, чтобы постоянно развивать механизм адаптации ребенка и совершенствовать окружающую его среду.

 

«Что может развивать у своих учеников на занятиях учитель – физик?»

В самом начале моей педагогической деятельности первые три года были поиском проблемы не глубоких знаний учащихся. Для выяснения этого были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ исследуемой проблемы и изучение литературы:

а) по вопросам дидактики, психологии, обучения и воспитания; б) по методике преподавания физики; в) по теории познания;

2. Изучение и анализ опыта работы школы МОУ « Яльчикская СОШ» по организации процесса обучения физике.

3. Проведение наблюдений за развитием мыслительных операций у учеников, бесед с учителями и учащимися.

4. Осуществление ретроспективного анализа личного опыта.

5. Анализ письменных работ учащихся.

Анализ показал, что проблемой не глубоких знаний учащихся по предмету связянна с несформированностью мыслительных операций, а значит с низким уровнем интеллекта. С этой целью известным педагогом-исследователем Э.М. Браверман и ее помощниками была разработана “система” заданий, включающая мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, классификацию, индукцию, дедукцию и систематизацию. Подобную “систему” заданий я реализую на уроках физики с 7 по 11 классы. За 16  лет педагогической деятельности мне удалось разработать уроки практически по всем разделам базового курса школьной физики в соответствие с технологией Э.М. Браверман. Данная технология развития интеллекта учащихся дает положительную динамику качества знаний по предмету, что и подтверждают итоговые результаты ЕГЭ, ГИА. Вот некоторые сведения о данной “системе” заданий, помогающей лучше представить себе структуру, содержание и формы занятий, способствующих развитию интеллекта школьников.

Что может развивать у своих учеников на занятиях учитель-физик? Краткий наглядный ответ на поставленный выше вопрос даёт схема, представленная на рисунке 2. В верхней части «сферы», которая располагается над головой ребёнка, изображены выделенные психологами мыслительные операции; в нижней части «сферы» — некоторые практические умения.

 

Раскроем смысл каждой мыслительной операции.

Использование развивающего обучения в МОУ «Яльчикская СОШ»

Сравнение.

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. Умение сравнивать возникает при выполнении заданий:

1. Сравнить, выделив черты сходства и различия, заполнить сравнительную таблицу:

  • равномерное и равнопеременное движение,
  • трение качения и трение скольжения,
  • передачу давления твердым телом, жидкостями и газами,
  • молекулярное строение тел в разных агрегатных состояниях,
  • свободные и вынужденные колебания,

Подобного типа задания можно составлять для всех классов.

2. Сравнить, чем отличаются:

  • различные агрегатные состояния вещества;
  • кристаллические тела от аморфных тел;
  • поликристаллические тела от монокристаллических тел;
  • холодная плазма от горячей плазмы;
  • электрическое поле от магнитного поля в их воздействиях на электрические заряды.

3. Сравнив, сказать, что общего у:

  • кристаллических и аморфных тел (оба являются разновидностями твердого тела)
  • термодинамики и статистической механики (обе изучают одну и ту же форму движения материи — тепловую, но с разных точек зрения.)

Анализ.

Анализ — мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, вкус,…). Это умение формируют задания типа:

1. Выбрать из ряда предложенных объектов или параметров процесса один (например, материал, обеспечивающий сохранность тепла, для теплоизоляции помещения).

2. Выделить в параграфе учебника главную мысль, математический вывод, доказательство, примеры, исторические сведения и т.д.

3. Указать в машине двигатель, передаточный механизм, рабочий орган, а в электрической схеме — источник тока, потребители, коммутирующие устройства, измерительные приборы.

4. Разобрать условие задачи и выделить участвующие в “событии” тела, описать, что происходит с каждым.

5. Указать в наблюдаемом физическом процессе причину и следствие.

6. Составить план исследования, выделив наиболее важные этапы работы.

Синтез.

Синтез — мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Выработке этого умения способствуют задания:

1. Из отдельных опытов, в которых рассматриваются разные аспекты явления сформулировать общий вывод:

  • о зависимости выталкивающей силы от объема и веса тела, глубины его погружения, плотности материала, из которого оно сделано);
  • о значимости физического явления в нашей жизни.

2. Подготовить рассказ по таблице, опорному конспекту.

3. Составить ситуативную таблицу для решения блока разных задач по конкретному вопросу

4. Написать реферат или доклад, суммируя сведения из нескольких источников.

Классификация.

Классификация — разделение совокупности (объектов, явлений и пр.) по какому-то существенному признаку.  Умение выполнять эту операцию формируют такие задания:

1. Из предложенных графиков выбрать те, которые характеризуют определенный процесс:

  • изохорный в газе;
  • равноускоренное движение тела.

2. Выбрать из текста учебника все сведения об изученных физических явлениях или законах (серия заданий такого рода включена в рабочие тетради “Мой краткий курс физики” для VII и VIII классов).

3. Рассортировать предложенное физическое оборудование, отобрав в одну группу измерительные приборы, в другую — физико-технические устройства, т.е. устройства, производящие какую-либо работу и действующие на основе физических явлений или законов.

4. Отобрать экспонаты для школьной выставки, например, на тему “Физика в быту” или “Физика в медицине”.

5. Из придуманных учащимися задач на пройденную тему отобрать задачи, посвященные одному определенному вопросу.

6. На уроке о практическом применении изученного явления заполнить при прослушивании сообщений таблицу.Например, приведите примеры газовых разрядов и занесите их в таблицу (см. Таблицу )

В природе

В быту

На производстве

В жизни человека

 

 

 

 

7. Распределить приведенные на дидактических карточках тексты — высказывания по структурным элементам теории: основание, ядро, следствия.

Индукция.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Ее развивают задания типа:

1.     Сформулировать вывод из серии экспериментов или наблюдений (например, о признаках какого-либо физического явления или условиях его возникновения).

2.     И приведенных фактов по одной проблеме сделать заключение.

Дедукция.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Для выработки этого умения полезны такие задания:

1. Используя теорию, предсказать, как будет вести себя тело, частица, и другие физические объекты в определенных условиях.

Некоторые учителя проводят уроки — прогнозов, уроки – предсказания.

Прогноз — это предвидение (предсказание), результат которого зависит от глубокого понимания изученных научных идей, теорий, законов и понятий, понимания их физического смысла и границ применимости. В процессе прогнозирования формируются и совершенствуются умения наблюдать и сравнивать, анализировать и синтезировать, оперировать усвоенными знаниями в измененных, так называемых нестандартных ситуациях, доказывать, логически рассуждать, делать обобщения и выводы практического и теоретического характера, быть самостоятельным.

Учить прогнозированию можно с помощью подбора специальных вопросов, заданий и задач, в результате которых учащиеся могут самостоятельно на основе теории предсказывать новые для них явления, объяснять их, вывести новые формулы и т.п. Эту работу полезно вести на разных этапах урока:

а) во время проверки домашнего задания;

б) при актуализации знаний;

в) во время объяснения нового материала;

г) при решении или составлении физических задач;

д) при закреплении материала;

е) при выполнении лабораторных экспериментов и работ физического практикума.

Систематизация.

Систематизация — (от греч. — сочетание; устройство) мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.Формирование данного умения помогают задания:

 Составить структурно-логическую схему (СЛС) изученной темы, обозначив на ней символами основные понятия, законы, формулы и стрелками — связи между ними

Результативность и эффективность внедрения педагогической технологии в школе.

На уроках обобщающего повторения необходимо использовать такие средства и методы обучения, которые обеспечат ученику возможность переосмыслить учебный материал с новых позиций, структурировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данного раздела курса и с другими разделами. Обобщающее повторение учебного материала можно проводить с помощью структурно-логических схем (СЛС). Деятельность ученика по анализу, синтезу, систематизации, структурированию и обобщению учебного материала, связанная с построением СЛС, дает ряд положительных результатов: объем формально запоминаемой (“зазубриваемой”) информации уменьшается в несколько раз; знания ученика становятся осмысленными и системными; они отличаются большей глубиной и оперативностью; расширяется “видение” окружающего мира; формируется комплекс умений.

Учащиеся школы принимают активное участие на районных и республиканских  конференциях  по физике. За последние 5 лет ими завоёвано немало призовых мест.  (См. приложения)

Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных, хорошо информированных специалистов, максимально использующих свои творческие способности, умеющих оперативно работать с информацией. Ученики должны освоить необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. После введения ЕГЭ встал вопрос о необходимости формирования у учащихся навыков работы с тестами. Особенно это актуально для учащихся профильных классов, так как учащиеся этих классов чаще всего и выбирают форму экзамена в виде ЕГЭ, с целью дальнейшего поступления по результатам экзамена в ВУЗ. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса развивающего  обучения.

Результаты ЕГЭ достаточно убедительно показывают, что независимо от учебного плана и уровня изучения предмета (профильный или базовый), школьники изучают один и тот же объём понятийного аппарата. При 2 ч в неделю на базовом уровне это означает, что обучение ведётся «галопом по Европам». Как следствие знания и умения выпускников с такой подготовкой оказывается  не на уровне. Как показывает анализ результатов ЕГЭ по физике последних двух лет, учащиеся профильных классов справляются с заданиями намного лучше. (См. приложения)

 

Анализ внедрения развивающего обучения

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. На таких уроках ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и тд. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, представляя им, возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и представлять любые решения без риска получить за то низкий балл, — все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

Учащиеся школы активно участвуют на различных дистанционных олимпиадах российского, республиканского масштаба, в которых показывают неплохие результаты. С 2009 года учащиеся школы принимают участие на Международной Интернет — олимпиаде «Эрудиты планеты». Ребята награждены дипломами и сертификатами за достижение  высоких результатов.

×
×