Автор: Кушкина Любовь Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»
Выступление
«Физкультурно-оздоровительная работа
в условиях введения ФГОС ДО»
воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида
№2 «Родничок»
Белгородская область,
п. Прохоровка
Кушкина Л. Н.
Прохоровка
2018
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В.Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека: «…С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»
В последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения:
•климатические и природные условия (перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, частые столкновения атмосферных фронтов);
•экологические проблемы;
•неудовлетворительное экономическое положение;
•медицинские показатели (высокий уровень хронических заболеваний, нарушений осанки и сколиоза, респираторные заболевания).
Все это вызывает потребность углублённо заняться оздоровлением детей, в том числе и в дошкольных учреждениях.
В целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, сложился системный подход к организации этой деятельности. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.
Оснований для модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Но главными считаются следующие:
1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:
— знание правил гигиены и ухода за своим телом;
— знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
— знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
— знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, базируется на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
ФГОС определяет физическое развитие детей как приобретение опыта в следующих видах деятельности:
• двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не нанося ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начал представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• усвоение ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.
Современные здоровьесберегающие технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
ü организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
ü организацию питания;
ü обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
ü организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
ü физическое воспитание детей.
Система общеоздоровительных мероприятий включает:
· обучение детей уходу за своим телом,
· закаливание,
· витаминизацию блюд,
· фитопрофилактику,
· освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
· оптимизацию двигательной деятельности детей.
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
На утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, учитывается и осуществляется индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни.
Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Не традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми:
· Дыхательная гимнастика
· Психомышечная тренировка
· Самомассаж
· Степ – гимнастика
· Эвритмическая гимнастика
· Развивающие занятия «Театра физического воспитания»
· Совместные физкультурные мероприятия родителей с детьми.
Корригирующая гимнастика
Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить
тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей,
но и с оздоровительной работой.
1.Повысилась посещаемость.
2.Снизилась простудная заболеваемость.
3.Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.
Внедрение здоровьесберегающих технологий обеспечивает каждому ребенку гармоничное развитие, помогает ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщает детей к здоровому образу жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.