Автор: Харченко Наталия Николаевна
Цели: развивать познавательную активность детей, умение эксперементальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.
Задачи:
Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Закреплять умение фиксировать результаты опытов.
Продолжать учить самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности. Развивать связную речь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.
Активизировать в речи детей слова: магнит, притягивает, железный, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, стеклянный; обогащать словарь: намагничиваться, магнитные силы.
Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели, аккуратность в работе, умение соблюдать правила безопасности. Воспитывать у детей социально-нравственные качества: доброжелательность, желание приходить на помощь другим, умение договариваться, учитывать мнение других, а также отстаивать свое мнение.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: картинка рыцарь в доспехах, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, карты-схемы опытов, мячик, DVD, телевизор, музыкальное сопровождение на диске, видеофильм «Где используется магнит».
Раздаточный: железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты, карандаши, рабочие листы, божьи коровки, тарелочки 2 цветов на каждый стол.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Сейчас я вам расскажу старинную историю, послушайте, пожалуйста.
В старину рассказывали, будто на краю света возвышается огромная гора и ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Много славных рыцарей не вернулись домой из этих мест. И перестали они странствовать вблизи загадочной горы. Но нашелся один храбрый и очень любопытный рыцарь по имени Магнитус. Поспорил он со своими друзьями, что мимо горы проедет и живым и невредимым домой вернется. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа. Поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей, ни страшных мест. Но как ни был Магнитус силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Однако Магнитус оказался не только храбрым, но еще и умным. Нашел он способ, как освободиться и домой победителем вернуться. Да еще принес он людям частички этой горы. И открыли люди много удивительных и полезных свойств у этих частичек, и назвали их в честь умного и отважного рыцаря…
Ребята, вы догадались, как назвали?
Дети: Магнитом.
В.: А какой способ нашел Магнитус, чтобы освободиться от этой горы?
Д.: Снял доспехи, сделанные из железа.
Воспитатель показывает магнит.
В.: Алик, расскажи нам, пожалуйста, что ты знаешь про магнит.
Ребенок: «Уже давно люблю магнит
Он и теперь меня манит
Железа маленький кусок
Невзрачный серенький брусок»
В.: Молодец, Алий. Итак, ребята, что мы сегодня будем с вами исследовать?
Д.: Свойства магнита.
В.: Вы уже не раз сталкивались с полезными свойствами магнита. Где вы встречались с магнитом в группе, дома?
Д.: В играх «Магнитная азбука», «Рыболов», используем для крепления картинок, рисунков к магнитной доске. Дома есть на холодильнике красивые магниты.
В.: Ребята, как вы думаете, если магнит такой сильный, что притянул железные доспехи рыцаря, то может он притянуть и не железные предметы? Давайте проверим?
Дети садятся за столы.
Опыт 1. «Все ли притягивает магнит?»
В.: У вас на столе лежат вперемешку разные предметы. Надо навести порядок. На красную тарелку нужно положить предметы притянувшиеся к магниту. А что будет лежать на зеленой тарелке?
Д.: Предметы, которые не реагируют на магнит.
В.: Как мы определим, какой предмет куда класть?
Д.: Проведем магнитом над предметами.
Самостоятельная работа детей.
В.: Расскажите, что выделали? Что получилось?
Д.: Провели магнитом и предметы притянулись.
В.: Из какого материала сделаны эти предметы?
Д.: Из железа.
В.: А какие предметы не притянулись?
Д.: Деревянные, пластмассовые, резиновые, бумажные.
В.: Результаты опыта отметьте на листах. Соедините линиями магнит с предметами, которые он притянул, и зачеркните предметы, не притянутые магнитом. Глядя на результаты, какой вывод можно сделать?
Д.: Магнит не притягивает деревянные, пластмассовые, бумажные, резиновые предметы, а притягивает только железные.
В.: Продолжим волшебство.
Опыт 2. «Действует ли магнитная сила через воду?» (показ воспитателем)
У меня есть особенные рыбки. С ними можно устроить рыбалку без удочек. Рассмотрим рыбку. Что вы заметили?
Д.: Железные крючки на рыбке.
В.: Нужно опустить рыбку в воду и провести магнитом надо водой. Как вы думаете, что произойдет?
Д.: Рыбка притянется к магниту и сама выскочит из воды.
Проделывается опыт.
В.: Так действуют магнитные силы через воду или нет?
Д.: Да, магнитные силы действуют через воду.
Игра «Притягивает – не притягивает»
В.: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру. Я буду называть предмет и бросать мяч, а вы ловите мяч, если магнит притягивает этот предмет, и отбиваете, если магнит его не притягивает.
По окончанию игры дети снова возвращаются за столы.
В. Мы выяснили с вами, что магнитным силам не мешает ни воздух, ни вода. Интересно, а через другие материалы будет действовать магнитная сила? Например, через картон.
Опыт 3. «Магнитные гонки».
В.: У вас на столах картонная коробочка, на ней нарисована трасса для гоночных машин. Посмотрите, я кладу машинку на коробочку, на старт, снизу магнит. Что происходит?
Д.: Машина двигается.
В.: Давайте посмотрим, снизу на дно машины прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает железо. Теперь попробуйте вы. Что двигает машинку?
Д.: Магнитная сила.
В.: Какой мы сделаем вывод?
Д.: Магнит действует через картон. Магниты притягиваются друг к другу.
В.: Давайте проверим, действует ли магнитная сила через другие материалы?
Опыт 4. «Действие магнита через другие преграды»
В.: У вас на столах лежат предметы из разных материалов. Из каких?
Д.: Из пластмассы, резины, пенопласта, дерева, ткани.
В.: Я предлагаю вам с помощью любопытной божьей коровки и магнита проверить, притягивается ли божья коровка к магниту через предмет. Как вы будете исследовать преграды?
Д.: Поставить магнит под предмет с лежащей сверху божьей коровкой и водить магнитом по предметы.
В.: Что произойдет?
Д.: Если магнитная сила будет действовать через предмет, то божья коровка будет двигаться.
В.: Давайте попробуем.
Дети работают в парах.
В.: Теперь запишем результаты в таблицу. (Дети заносят результаты в таблицу). Какой вывод можно сделать?
Д.: Магнитная сила проходит через преграды из разных материалов.
В.: Какие мы с вами сегодня молодцы. Мы были настоящими волшебниками. Что мы сегодня узнали? (ответы детей).
А теперь мы с вами посмотрим небольшой фильм «Где люди используют магнит».
Просмотр фильма.
В.: Вы были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного. За ваши старания я приготовила вам небольшие подарки (магниты для детей).