8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Об инклюзии. Первые шаги

Автор: Лымарь Елена Николаевна

ОБ ИНКЛЮЗИИ. ПЕРВЫЕ ШАГИ
В статье размышления об инклюзии, её неоднозначности и связи с прошлым периодом образования. Далее идут размышления о том, с чего учителю начать свою работу, когда в классе появляется ребёнок с ОВЗ.
Ключевые слова: ребёнок с ОВЗ, инклюзия.
В настоящее время количество детей с ОВЗ очень вели-ко. Отношение общества к инвалидам в нашей стране неодно-значно. В советское время люди с ОВЗ были практически пол-ностью исключены из нормальной жизни, вследствие чего современные родители зачастую просто не знают, как расска-зать ребёнку об инвалидности, когда он впервые встречает на улице человека с ограниченными возможностями. Многие люди не готовы быть толерантными к чужим недостаткам, не видят в людях с ОВЗ равноправного члена общества. Инклю-зивное образование позволит избежать изоляции людей с ОВЗ, исключить любую дискриминацию, обеспечить равное отношение ко всем людям, а также в свою очередь создать условия для детей, имеющих особые воспитательные и обра-зовательные потребности в стенах общих образовательных учреждений. Для достижения максимального результата ин-клюзию необходимо начинать во время вхождения ребёнка с особыми образовательными потребностями в первую обще-ственную образовательную систему – дошкольное воспитание и обучение. Инклюзия в этот период жизни ребёнка с ОВЗ даст наибольший эффект, будет наиболее плодотворной. У детей дошкольного возраста еще нет никаких предубеждений касательно сверстников с ограниченными возможностями, у них легко формируется отношение к физическим и психиче-ским недостаткам, как к таким же индивидуальным особенно-стям другого человека, как цвет глаз или волос.
Ещё Л. С. Выготский отмечал необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нор-мальным развитием. Он считал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостат-ком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг школьного кол-лектива, создаёт замкнутый мир, в котором всё приспособле-но к дефекту ребёнка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь.
Об инклюзивном обучении сейчас много говорится и пишется. Казалось бы, информации много, но, как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребёнок с особенными воз-можностями здоровья?
Прежде всего изучить особенности ребёнка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребёнка, и о его возможностях, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная осо-бенности, возможности, можно приступать к организации предметно-развивающей среды.
Особое внимание следует обратить на условия создания предметно-развивающей среды. В первую очередь это без-опасность, далее комфортность, вариативность, информатив-ность, соответствие возрастным и индивидуальным особен-ностям развития и интересам детей. Реализация инклюзивно-го подхода требует от учителя запрашивать комплексную по-мощь со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии.
Эффективными являются следующие формы взаимодей-ствия:
— взаимообмен данными диагностики для выбора опти-мальных путей, форм и методов работы с детьми;
— координированное планирование деятельности педа-гогов и специалистов в связи с проблемами в освоении инди-видуальных маршрутов детей с ОВЗ;
— периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, опре-де-ления и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями;
— подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), где будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;
— ведение тетрадей взаимодействия участников образо-вательного процесса при работе с конкретным ребёнком;
— обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагога-ми; широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получе-нию заданного результата. Необходимо подбирать такие ди-дактические игры, которые несут положительную эмоцио-нальную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызы-вают у детей желание заниматься умственным трудом.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ве-дётся тем способом, который наиболее подходит каждому ре-бёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учиты-ваются потребности всех детей, не только с проблемами разви-тия, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлеж-ности к той или иной социальной группе. Образовательная си-стема подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. 287
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы
Дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, с педагогом-тьютором или без него, обу-чаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Организация педагогами игровой, иссле-довательской, проектной деятельности в микрогруппах также способствует взаимодействию детей. Для этого можно ис-пользовать дополнительные программы по организации про-ектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микро-группах, решая общие задачи, дети учатся общаться, согласо-вывать совместные решения, взаимодействовать друг с дру-гом, находить общие пути решения разногласий.
Создание индивидуального маршрута, внимание и тер-пение педагога позволяют достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно соци-ализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребёнок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь пере-стаёт существовать в рамках ограниченного пространства.
Надо отметить, что родители детей с ОВЗ, как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного обще-ния, есть понимание, что у ребёнка появляется возмож-ность социализации, а значит, растёт уверенность в завтрашнем дне. Педагог вообще должен быть ориентирован на под-держку таких родителей и обязательно прорабатывать различные спо-собы взаимодействия от психологического до обра-зовательного. На каждом этапе образовательного процесса, можно и нужно включать родителей в создание индивидуаль-но-образовательного маршрута, тогда эта работа будет наибо-лее продуктивной. Задача педагога – помочь родителю не стес-няться своего ребёнка, воспринимать таким, какой он есть; помочь ребёнку быть уверенным в себе, развивать его познава-тельную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Признание государством ценности социальной и обра-зовательной интеграции детей с ОВЗ обуславливает необхо-димость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, кото-рому отводится центральное место.
Инклюзив позволяет детям с ОВЗ принимать участие в повседневной жизни обычной группы образовательного учреждения, расширяет социальные контакты, улучшает эмоциональное состояние, повышает возможности ребёнка и его самооценку, а их нормально развивающимся сверстни-кам помогает узнать и принять проблемы особенных детей. И хочет-ся верить, что в дальнейшем это позволит воспри-нимать «особых» людей как равноправных членов общества. Если вклю-чение будет происходить, начиная с раннего дет-ского возраста, и носить непрерывный характер, это будет способствовать росту толерантности, которую невозможно приобрести без практического опыта, так как она является результатом соответствующего взаимодействия между людьми.
Библиографический список:
1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.
2. Инклюзивное образование в России [Текст]. – Москва : ЮНИСЕФ, 2011.
3. Токарь, И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития [подготовка кадров для реализации идей сов-местного обучения] [Текст] / И. Е. Токарь // Социальная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 93–105.
4. Битов, А. Л. Особый ребёнок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации [Текст] /

×
×