Автор: Рогозина Наталья Юрьевна
Игровой практикум для родителей
«Использование логических блоков Дьенеша в развитии детей»
Добрый день уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.
Скажите ,пожалуйста, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? (ответы родителей)
Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит.
Всестороннее развитие — это гармоничное и естественное, своевременное развитие малыша. Это значит, что все области развития находятся в балансе, без перекоса в какую-либо сторону. (Слайд 2)
Развивать ребенка всестороннее — означает давать ему именно то, что нужно в конкретном, определенном возрасте и не перегружать его лишней и ненужной информацией.
В нашем детском саду созданы благоприятные условия для всестороннего развития ваших детей: помимо непосредственной образовательной деятельности, организованы дополнительные занятия по математике, развитию речи, рисованию, лего-конструированию, особое внимание уделяется и физическому развитию ребенка: инструктор по физ.культуре проводит занятия по стэп-аэробике. Дети старших и подготовительных групп играют в шахматы, учатся английскому языку.
Но каждый ребенок хочет одного – играть.
Существует десятки развивающих методик, которые совмещают обучение и игру.
Педагоги нашего дошкольного учреждения успешно используют в работе современные вариативные технологии и методики организации образовательного процесса.
В рамках программы развития и воспитания детей «Детство» используется универсальная технология — логические блоки Дьенеша. (Слайд 3)
Сегодня, я хочу вас познакомить с дидактическим материалом, который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. (Слайд 4)
Игры-занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики.
У вас на столах расположено это пособие. Вы можете открыть коробку и познакомиться с ним. (Слайд 5)
Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
К блокам выпущены альбомы с заданиями. (показ альбомов)
Во многих странах мира успешно используется этот дидактический материал, для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
В своей работе я начала использовать блоки Дьенеша уже во 2 младшей группе. (Слайд 6)
Сначала дети просто манипулировали геометрическими фигурами. Для этого предоставили детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Для закрепления знаний о геометрических фигурах проводили дидактические игры, в которых совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Использовали блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.
Т.о. мы решали задачи: (Слайд 7)
ü Умение различать и правильно называть форму предметов, выделять цвет, форму, размер, толщину.
Практическая часть:
Предлагаю вам вернуться в детство и поиграть.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такой же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки? », «Какие фигуры у зайца? » и т. д.
7. «Чудесный мешочек» — достань все круглые фигуры, маленькие фигуры и т.д.
Мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.
Дети среднего возраста способны решать более сложные задачи: сортировать предметы по признакам, с использованием логических карточек, подбирать карточки к соответствующим фигурам и т.д. (Слайд 8)
Т.к. у детей наблюдается интерес к играм-занятиям с дидактическими пособиями, мы организовали кружок «Страна блоков и палочек», который даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, посредством использования пособий «Логические блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера».
Практическая часть.
Скажите, пожалуйста, в какие бы Вы игры поиграли со своим ребенком, учитывая его возрастные особенности?
(рассуждения родителей)
Предлагаю Вам поиграть с детьми в такие игры:
1. «Чудесный мешочек»- найди блок по описанию (достань фигуры без уголков, фигуру у которой 3 уголка, все стороны равны и т.д.), опиши фигуру.
2. В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. (Слайд 9)
Глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету.
(Слайд 10)
3. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
4. Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ») .(Слайд 11)
5. Усложняется работа по схемам и по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме. (Слайд 12)
6. В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию взрослого.
Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
Или построить дорожку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы
Сейчас я вам предлагаю составить картинку:
1 группе — методом наложения, 2 группе — по образцу.
(работа с картинками) (Слайд 13)
Дети очень любят выполнять такие задания.
Вариантов игр с блоками Дьенеша великое множество и с возрастом детей задания усложняются. (Слайд 14)
Как вы думаете, в каких ещё играх можно использовать логические блоки?
(рассуждения родителей)
ü СРИ «Магазин»- в игре дети используют предметы-заместители: деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками; СРИ «Автобус, поезд» — билеты и места;
ü П/И «Гаражи и автомобили»-номер автомобиля обозначается блоком, гараж кодовой карточкой, или для малышей –таким же блоком;
ü Блоки можно использовать как настольно-печатные игры -Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре».
Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы.
Еще хочу обратить ваше внимание на палочки Кюизенера (показ пособия), о них часто говорят в одном контексте с блоками Дьенеша.
Действительно эти два материала отлично дополняют друг друга и в некоторых играх даже используются одновременно. Палочки Кюизенера явно заслуживают отдельного разговора.
Рефлексия Слайд
Обратите внимание на слайд и покажите соответствующие блоки.
(работа родителей с блоками)
Спасибо вам за встречу, надеюсь на совместное плодотворное сотрудничество.
Список использованной литературы:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.П. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. — СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
2. Методические советы к программе «Детство» /СПб: ««Детство-Пресс», 2008.
3. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2013г.
4. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, 2007г.
5. Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Страна блоков и палочек», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
6. Интернет ресурсы.