8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста.

Автор: Гегель Елена Николаевна

Консультация

Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста.

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев … «

В.А. Сухомлинский

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.   Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Исследования врачей, физиологов разных стран доказывают, что эта тема всегда была и остается  актуальной для дошкольных учреждений. Наблюдения показывают, что в последнее время все чаще дети поступают в детский сад с недостаточно развитой речью. Всё это побудило меня заняться работой над методической темой: «Влияние пальчиковых игр и развитие мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста».

Цель моей педагогической деятельности в этом направлении – формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Достижение поставленной цели идет через решение следующих задач:

§  интегрирование пальчиковых игр, упражнений в речевой деятельности детей;

  • совершенствование мелкой моторики детей через пальчиковые игры;
  • систематизирование работы по совершенствованию пальчиковой моторики;
  • ознакомление родителей о значимости пальчиковых игр.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики, поэтому я продумываю день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук провожу во время эмоционально-стимулирующей гимнастики, как утром, так и после дневного сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Изучив методическую литературу по этой теме, я создала картотеку пальчиковых игр. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям, они легко ложатся на слух ребенка и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Для развития у детей мелкой моторики рук, учитывая возрастные особенности, в группе подобраны игры с предметами: мозаика, пирамидки, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; «пальчиковый бассейн», «пальчиковый театр”. Совместно с родителями были изготовлены развивающие коврики с использованием застегивания и расстегивания пуговиц и молний, которые предназначены для развития мелкой моторики и координации пальцев рук. Дети могут в любое время подойти и упражнять свои пальчики. Не требуется дополнительного времени на то, чтобы достать игру, развернуть и убрать. Заниматься на этом тренажере можно индивидуально, а также со своими друзьями. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, я провожу:

·         в качестве разминок на занятиях;

·         в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;

·         во время игр в помещении или на прогулке.

Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами, использую массаж рук ребенка.  А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, организую индивидуальную работу. Количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх  планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей.  

Для того, чтобы добиться хороших результатов, использую разнообразные формы работы с родителями: семинары-практикумы, индивидуальные беседы, консультации, составление памяток и изготовление папок-передвижек.

Работа в данном направлении будет продолжена так как в ходе работы пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

В  процессе овладения пальчиковыми играми и упражнениями у детей развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Дети  овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх, тем  самым  повышается уровень речевого развития детей

×
×