8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возмоностями здоровья на дому

Автор: Санникова Фекла Афанасьевна

Организация   проектно-исследовательской деятельности

  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  на дому.

(из опыта работы)

Санникова Ф.А., учитель индивидуального обучения на дому

МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус»

 

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения состояния здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.  Помощь личностному становлению учащихся независимо от его индивидуально-психологических особенностей, возможностей и склонностей – задача каждой школы, где обучается ребёнок

.(Презентации и работы детей прилагаются)

С 2012 года работаю с детьми – инвалидами и  с ОВЗ,  обучающимися на дому с различными  диагнозами: болезнь Дауна, ранний детский аутизм, ЗПР.

Как индивидуально построить учебно-воспитательную работу ребенка с ограниченными возможностями здоровья,  так, чтобы включить его в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?  Многолетний опыт работы с такими детьми привел нас к методу проектов. Проектно–исследовательская деятельность является  наиболее эффективным инструментом  достижения цели – его  социальной  адаптации и самореализации в жизни, так как имеет ряд преимуществ: 

              Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика.

              Осваивая эту технологию, учащийся приобретает собственный жизненный опыт.

              Учащийся пробует анализировать и оценивать результаты своей работы.

              Работа над проектом строится по принципу «от простого  к сложному».

Конечно, у учащегося с ОВЗ закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно для детей с ОВЗ  младший школьный возраст  больше подходит   для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы практического и образовательного потенциала, формируется комплекс ценностных качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

Цель работы: обучение и развитие индивидуальности и  творческой самореализации через проектно – исследовательскую деятельность учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза работы: проектно-исследовательская  работа в  обучении создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Прежде чем приступить к такому методу работы, мы изучили психолого-педагогическую, методическую литературу, стандарты в области образования по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Но, к сожалению, описания такой индивидуальной  практики работы с детьми с ОВЗ  в литературе мы почти не нашли.

Нам приходилось вести работу методом проб и ошибок, начиная с маленьких, краткосрочных проектов и исследований. За годы работы  пришли к следующим выводам при организации проектно — исследовательской работы   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1) Необходимость учёта интересов  и возможностей детей. Они делают только то, что им интересно.

2) Организация учения через деятельность. Даже если они не обучаемы, в практической деятельности они могут усвоить некоторые умения и навыки.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь мы  можем  говорить не только о сотрудничестве между учителем и учеником, но между родителями и учеником, учителями-предметниками и самими учениками. Без родительской помощи и других членов семьи невозможно вести проектно-исследовательскую работу с такими детьми.

5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.

Использование в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.

Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а, самое главное, социализации детей с умственной отсталостью.

Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса,  позволяет учащемуся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. 

Учащиеся,  имеющий особые образовательные возможности здоровья, не похожи друг на друга, и даже дети с одним и тем же диагнозом  имеют различные степени тяжести заболевания. В силу индивидуальных особенностей (уровня  психического, психологического и физического развития) такие дети — особенные, у них   слабая память, недостаточная полнота и точность восприятия,  неустойчивое внимание. В связи с этим цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты  мы адаптируем, исходя из особенностей ученика, совместно с ребенком  обсуждаем, определяем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы  с родителями.  Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего окружения детей (семья, дом, друзья, изученный материал) и.т.д.

Таким образом,   при  проектной деятельности в работе необходимо   постоянная  корректирующая  помощь  учителя.

Наш ученик  Жирков Антон – ученик 9 «В» класса МБОУ «Намская средняя общеобразовательная  школа № 2» МО «Намского  улуса».         Согласно  заключениям  МСЭ, ему поставлен диагноз — «Болезнь Дауна. Умственная отсталость выраженной степени. Оперированный ВПС, закрытие ДМЖП, ушивание ДМПП, пластика правый ЛА, пластика ТК, перевязка ОПП(23.05.03. НТК 1 стНКО нейрогенный пузырь».

Первая наша работа – творческо-информационный проект:  «Пуночка – вестница весны» (6 класс). Работа началась с проблемы.  Весной во дворе дома появилась  стая незнакомых  птиц. Ребенок заинтересовался: «Что за птички?»  С этого началась наша работа по проекту.  В самом начале работы  для  лучшего  понимания исследования мы  выделили  наиболее главные  вопросы. У детей с  ОВЗ  более развито зрительное запоминание, так как у них зрительный опыт богаче, поэтому в поиске материала для  проекта использовали наглядность, а именно  картинки с изображениями птиц,  применяя интернет-ресурсы  по теме работы.  На уроках чтения прочитали стихи и рассказы о пуночках. На уроках окружающего мира познакомились  с перелетными птицами родного края, обычаями, традициями,  приметами, связанными с прилетом этих птиц. На уроках ручного труда  сделали панно — аппликацию из семян чечевицы. Работу отправили на VI Всероссийский творческий конкурс  детского творчества «Талантоха» и заняли II место  в номинации  «Декоративно-прикладное творчество»  (апрель 2014 г.).

Дети с нарушением интеллекта  не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, они с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами. Также эти дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей.  Такие дети не умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий,  нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Они часто отождествляют причинно — следственные связи и пространственно- временные связи.  Поэтому нужно неоднократное  повторение материала.   Например, по проекту  «Мой любимый герой»  Антон  сам  начал собирать  картинки, разные предметы с изображением Человека-паука.  Его любимый герой  — Человек паук.  Постепенно его коллекция стала  увеличиваться.  Родные,  учителя, знакомые  стали ему приносить   предметы, книжки- раскраски,  наклейки, ручки, карандаши с изображением Человека-  паука.  Так мы решили пополнить нашу коллекцию уже своими работами.  За эти годы у нас появились следующие работы:  картинка-раскраска, панно-аппликация из круп и семян с изображениями этого героя.  На кружке мультипликации создали свой первый мультик «Человек-паук». Изготовили в технике папье-маше куклу Человека-паука. Родители купили на Новый год маскарадный костюм Человека-паука.  На всех новогодних мероприятиях,  куда его приглашали, он  надевает этот костюм.

Проектная деятельность в образовательном процессе коррекционного обучения, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.  Поэтому при работе обязательно привлекаю  родителей, членов семьи: братьев  и сестер.  В 7-м классе  сделали экспериментально-исследовательский проект «Выращивание лука на зелень в зимнее время в домашних условиях».  Работа началась со следующей проблемы: Антон стал брать   из холодильника    репчатый лук,  отламывать  проросший зелень лука   и с аппетитом его есть. Обсудив и выяснив   проблему, решили провести исследование.  Здесь к работе привлекли маму, которая сама занимается выращиванием овощей, цветов. Изучили интернет- ресурсы, нашли вместе с Антоном и  мамой информацию. Выяснили, что в луке есть много витаминов, которые  полезны для  здоровья.  Выбрали предметы исследования, все подготовили,  посадили, ухаживали, поливали, вели  дневник наблюдения и обобщили итоги эксперимента. Исследовали репчатый лук в почве,   репчатый лук в воде,     выращивали лук-севок,      лук из семян.  В итоге пришли к такому выводу: репчатый лук,  выращенный  в почве,  — сочный, вкусный, быстро растет  в зимнее время в домашних условиях.  Отрадно то,  что в семье уже постоянно стали использовать  этот способ получения быстрого и  полезного продукта зимой, и Антон — активный помощник в этой деятельности.

Следующий проект    — информационный –исследовательский — «Подвиг их бессмертен»,  посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проблема такова:  приближается  юбилей 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Что мы знаем о наших прадедушках?   Привлекаем уже маму и брата. Тему проекта уже усложняем. Собрали и изучили с помощью учителя материалы  в  сети интернет: исторические документы, воспоминания участников Великой Отечественной войны. Собрали материалы об участии  прадедушки Жиркова Т.Н. в  Великой Отечественной войны в литературе, на страницах газет. Прочитали  его  воспоминания  о боевом пути  в книге И.Петрова «Кыайыы саллааттара» («Солдаты победы») в статье  «Комсорг полка».    Нарисовали портрет прадедушки  Жиркова Т.Н.  Нарисовали    рисунок   по его воспоминаниям  об одном сражении из его боевого пути во время Великой Отечественной войны.  Изготовили и отправили прадедушке в Сунтарский улус поздравительную открытку с праздником Победы.  Работу оформили как презентацию, в создании которой Антон принимал посильную помощь. Участвовали во  Всероссийском творческом  конкурсе, посвященном  70-летию Победы в Великой Отечественной войне образовательного  центра  «Путь знаний» «Подвиг нашего народа» и заняли  II место в номинации «Фильм» (май 2015 г.).   В ноябре 2015 г.  предоставили на улусном этапе научно-практической конференции   «Шаг в будущее»  доклад «Спасибо деду за Победу» и заняли III  место.  В этом нам помогал брат Гриша, ученик 8 класса.

Дети с ОВЗ   не могут свободно самостоятельно  передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению, а это очень объемная работа. Поэтому ребенок  с ОВЗ не всегда способен рассказать другим о том, что узнал. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зрения, выступить публично. Поэтому информация, которая должна быть защищена в проекте, должна быть адаптирована и понятна для учащихся (например, изучена ранее). Также при выступлении этих детей перед аудиторией нужен индивидуальный и дифференцированный подход. Выступления можно подготовить в диалоговой форме  учитель – ученик,  родитель – ученик, ученик –  брат. Таким образом, именно с помощью проектной деятельности учитель старается развить и максимально приблизить детей с нарушениями в развитии к норме и благополучному вхождению в социум. Для учителя, работающего с детьми ОВЗ — это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманные действия не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися детьми. 

Например,  работа над  следующим  долгосрочным проектом « Проект зоны отдыха моего двора»  также начался  с  проблемы: во дворе дома нет уголка  отдыха. Мама Антона  во дворе дома постоянно сажает цветы,   у них есть огород, теплицы для выращивания огурцов и помидоров.   Осенью в начале сентября обычно стоят очень теплые   солнечные дни. В хорошую погоду  на перемене мы выходим во двор отдыхать и заметили, что негде посидеть и  поиграть.   Решили  поработать  над проектом  по созданию  зоны отдыха  с клумбой для цветов во дворе своими силами. Форма работы —  групповая (семейная).  Нашли  также в интернет- ресурсах примеры уголков отдыха, клумб для цветов. При изучении материала заметили, что Антон при выборе   уголков и клумб отнесся с пониманием, что слишком шикарные готовые варианты нам не по силам.  Такое заключение  мальчика очень обрадовало и удивило нас, так как семья многодетная, малоимущая,  проживают только на пенсии Антона и мамы по его уходу, без помощи отца. Составили  предварительную  смету  работы –  сможем ли мы  осилить материально  этот проект.  Начали со сметы. При создании использовать имеющиеся в наличии у семьи материалы. Антоша вместе с нами сидел, подсчитывал на калькуляторе. Подсчитали и  пришли к выводу, что сможем. Начали работу с января месяца. Выбрали место, какие цветы будем сажать,  определили, чего не хватает для оборудования клумбы,  какие купить недостающие семена,  как подготовить почву для рассады, как посадить семена, как выращивать цветы и ухаживать за ними.  Оборудовали  клумбу  своими силами, высадили рассаду. В течение лета ухаживали, поливали,  пропалывали,  разрыхляли почву для цветов.     Проект  завершили к осени. Приступили к  завершающему  этапу работы  над проектом. Проанализировали, что получилось, что не получилось.  Работу оформили  в  форме доклада. К выполнению данного этапа  проекта привлекли опять маму и брата. В оформлении  презентации  к докладу  Антон принял активное участие.   Печатал  надписи к фотографиям. Вставлял картинки и фото.    Проект защитил  сам Антон  в школьном и улусном этапе научно-практической конференции   «Шаг в будущее»,   получили сертификат за участие. Жюри улусной   конференции   дали  рекомендацию  на участие в региональном  этапе научно-практической конференции   «Шаг в будущее». Результат проекта:  Обучающийся  приобрел  знания, практические умения работы в группе, с другими членами семьи.   Приобрел опыт выступления в социуме.   Уже   строил  планы на будущее по  оформлению уголка отдыха в дальнейшем.

Проект —   «Всем сердцем поклонись». Проблема —  к 74-й годовщине освобождения города Ржева и 23-летнему юбилею мемориального комплекса воинам-землякам в Ржеве  решили принять участие в республиканской научно-практической конференции в номинации «Рисунок». Цель: понять и прочувствовать  подвиг воинов — якутян в освобождении г. Ржева во время ВОВ.  Изучили  материалы о боях под Ржевом, об освобождении Ржева, об участии воинов — якутян  в освобождении города. Оформили  результат поисковой работы  в рисунок из эпизода Ржевско-Вяземского плацдарма 1943 года  зимнего периода  воинов — якутян  лыжной бригады  «Воины- якутяне за освобождение  г. Ржева  зимой 1943 г.»   Приняли  участие  в республиканской научно-практической конференции  «Всем сердцем поклонись».  В защите  соей работы использовали метод мнемотехники. Заняли  III место, получили  диплом  и медаль. 

Для успешной  самореализации  ребенка, обучающегося на дому,  в социуме необходимо вывести ребенка за рамки  одного жилого дома,  в различные детские организации, в секции, кружки  и т. д.   С  6-го класса  посещаем  с Антоном в   МБОУ ДОД Детский Центр «ТУЭЛБЭ» детскую  телестудию  «Саьар5а», студию «Юный         мультипликатор». Студии приняли участие в создании  следующих  фильмов и мультиков. 2016 г. — фильм «Мин эбэм дойдута»;   2015 г. —  фильм «Человек — паук»;  2016 г. —  фильм «Халк»;  2016 г. —  фильм « Счастливое детство»;   2017 г.  — клип  «Если б не было войны»; клип  «Живые голоса  ветеранов».  Эти работы  участвовали  и занимали призовые места в Республиканском  фестивале анимации в рамках фестиваля «Мир вокруг нас» (апрель  2016 г.)  — I место; в Республиканском   фестивале анимации «Мультляндия» в номинации «Музыкальный клип» (апрель  2017 г.) — I место; в  IV республиканском  фестивале  детских телестудий «Живые голоса  ветеранов» (май 2017 г.) —  I  место.

Также посещаем  логопедический кабинет  при центре МКУ «УО МО «Намский улус» РС(Я)  Благотворительного  фонда  «Лебедь» Намского улуса,  занятия «Часа психологии»,  часы  лечебной физкультуры в  школе.

Впоследствии  Антон принимал участие в работе  форума-семинара  «Развитие инклюзивного образования в МО «Намский улус» в ноябре 2016 года;  форума-семинара   для детей с ОВЗ и детей-инвалидов республиканского  фонда «Харысхал» в г. Якутске в 2016 году;  был приглашен на новогоднюю елку  главы  Намского улуса в 2017 году; также был номинирован  на встречу главы  республики  Е.А.Борисовым с одаренными детьми в мае 2017 года в г. Якутске.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.  

Сопровождая проектно — исследовательскую деятельность  детей с нарушениями в развитии,  учителю нужно  всегда  помнить о том, что:

·                    Надо верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;

·                    Быть с ребенком в постоянном диалоге, исключить критические оценки,  обладать навыками активного слушания, гибкости и творческого подхода, так как дети с особенностями здоровья, как правило, ранимы, высоко критичны к себе, быстро утомляемы;

·                    Не торопить ребенка,  но  если нужна ваша помощь, наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка,  похвала – необходимы; быть внимательным к состоянию  ребёнка, так  как дети с ОВЗ быстро устают и  отвлекаются.

·                    Использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей, они больше своего ребенка  радуются  успехам ребенка  и имеют огромное желание помочь своим детям развиваться и совершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

×
×